Свобода унижать

Петр АКОПОВ, публицист

19.11.2015

На Украине 21 ноября отмечается государственный праздник — День достоинства и свободы. Как говорится в указе Порошенко, праздник установлен «с целью утверждения идеалов свободы и демократии». Но дело в том, что не существует уже не только таких понятий, но и самой Украины — страны, возникшей после распада СССР. Она закончилась аккурат с победой «революции достоинства» в феврале 2014-го. Ушел Крым, восстал Донбасс. Оставшаяся территория, конечно, больше отколовшейся, но она окончательно утратила какую-либо субъектность. Это даже не то странное государство, которое наличествовало в 1991–2014 годах, это полностью искусственное образование, существующее только потому, что его тянут в разные стороны Россия и США и тем самым не дают ему упасть. Америка — рассчитывая получить его в качестве буферной зоны между Россией и Европой, а Россия — надеясь вернуть в состав Русского мира. Без такой растяжки Украина давно бы уже посыпалась, погрязла в полномасштабной смуте и распалась на множество уделов, часть которых устремились бы к России, другие кинулись бы на Запад, а третьи метались бы в ужасе между ними. Но пока «ще не вмерла Украина», можно оценить, чего она достигла своими «революциями».

Не существует никакого украинского народа — есть южная ветвь народа русского, последние сто лет называемая украинцами. Это малороссы — но кроме них там жило и более трети великоросского населения, понемногу обукраиниваемого. Пока все это существовало в рамках СССР, для Русского мира не было угрозы. Но с крахом страны у наших противников появился шанс оторвать от большой России огромный кусок. Оторвать, не просто зафиксировав его независимость, но и переориентировав Украину из Русского мира на европейский. Не в качестве части Европы, конечно, но как мечтающую о Европе, ориентированную на нее сначала «не Россию», а потом и «анти-Россию». Украину усиленно настраивали против русских. Кризисные годы заставляли искать виноватых — олигархи и политические паразиты переводили стрелки на Москву, на русских, выдумывая геноцид и обвиняя нас в стремлении напакостить Украине. А с другой стороны, рисовали сладкое будущее в Европе — с большими зарплатами, высоким уровнем жизни, опять же достоинством и свободой. Всем тем, чего хочет любой человек в любой стране мира. 

Национальное чувство после распада большой страны было ослаблено и унижено — и навязываемая новая, нерусская идентичность вкупе с европейской «морковкой» действовала на массы. Полуколониальная воровская верхушка лавировала между Россией и Западом. Ее полное банкротство, если говорить об отстаивании хоть как-то понимаемых национальных интересов, было очевидно уже к середине нулевых. Тогда и начались майданы — элиты пытались использовать недовольство населения для захвата власти и увеличения своей доли в ООО «Украина». Два майдана угробили Украину — сейчас это территория, где региональные князьки и олигархи враждуют за контроль над своими уделами. 

По сути, страна попала под внешнее управление — «элита», стремясь доказать свою антироссийскость, сначала развязала гражданскую войну, попытавшись военной силой задавить недовольные восточные регионы, а проиграв, продолжила внутренние разборки. Промышленность, ориентированная на Россию, гибнет. Создать на ее месте новую, встроенную в мировую экономику, невозможно. Уровень жизни упал, евроинтеграция в принципе невозможна, укрыться под зонтиком НАТО также не получится. Остается только привычное занятие — война кланов в расчете урвать у соседа. 

Народ пока безмолвствует, хотя уже осознает, что его в очередной раз провели. Полтора года власть пыталась отвлечь внимание населения «войной с Москвой» и обещаниями безвизового режима с Европой. Но сейчас все меньше людей верят в эти мифы. 

Наступает очередной акт украинской драмы — когда неспособные остановиться в своей алчной грызне элиты попытаются использовать растущее народное недовольство для нового перераспределения власти. Но если раньше они были уверены в том, что им удастся оседлать стихию народного протеста, то сейчас они ее боятся — слишком велик риск, что очередного майдана остатки Украины просто не переживут. Треснет и развалится «соборная и незалежная». Страна, весь смысл существования которой уже давно свелся к сохранению свободы местной «элиты» унижать достоинство ее народа.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции