Пропавшие миллионы

Владимир ЛИНДЕРМАН, лидер латвийской партии «За родной язык!»

17.09.2015

Тема беженцев — самая обсуждаемая сейчас в Европе. Страсти кипят нешуточные. Неожиданное развитие она получила в Латвии. Правительство маленького балтийского государства оказалось на грани раскола: лишь одна из трех партий правящей коалиции — «Единство» — поддерживает принцип обязательных квот, предложенный лидерами Евросоюза. «Нацблок» и «Союз зеленых и крестьян» упрямо отказываются распахнуть двери для беженцев. Впрочем, рациональных контрпредложений у них нет, кроме причитаний о том, что Латвия еще недоинтегрировала «русских колонистов», а тут ей навязывают новую порцию чужаков... Вряд ли эта аргументация разжалобит сердца брюссельских чиновников.

Однако гораздо интереснее другое. В ходе полемики вскрылись интересные факты, ранее не публиковавшиеся в СМИ. Так, депутат Европарламента Андрей Мамыкин назвал сумму, которую Латвия в период с 2007 по 2013 год получила из четырех международных фондов на обустройство беженцев. Сумма внушительная — более 33,5 млн евро. При этом надо учесть, что подобные программы обычно реализуются на принципах софинансирования: часть денег должно вложить государство, принимающее беженцев. По моим подсчетам, общие вложения составили не менее 40 млн евро.

Информация шокирует, потому что за гораздо больший период — с 1998-го по май 2015-го — статус беженца в Латвии получили всего 202 человека. У меня нет раскладки по годам, но пусть даже, допустим, все они прибыли в Латвию именно тогда, когда открылось европейское финансирование. На каждого беженца (проживание плюс обучение местному языку) еврофонды выделяют 6000 евро. Умножив эту сумму на 202 беженца, получаем 1 212 000 евро. Очень далеко от 40 миллионов.

Учтем, справедливости ради, что еще 1390 претендентам было отказано в статусе беженца. Понятно, людей надо отправлять домой или в какую-то третью страну, это тоже расходы. Но существенно меньшие в расчете на одного человека. Не буду больше утомлять читателя цифрами, подведу итог: сумма, потраченная непосредственно на всех беженцев, не может превышать 5–6 млн евро. Спрашивается, где остальное?

Тут, как раз в тему, подоспел доклад департамента по делам беженцев при ООН об их количестве в разных странах мира. Оказалось, Латвия в этом списке занимает высокое шестое место. Между Южным Суданом и Колумбией, впереди Европы всей (Германия, например, находится на 58-м месте). Согласно статистике ООН, число беженцев в Латвии составляет 13 процентов от общей численности населения. 

Все объясняется просто: в графу «беженцы» включены лица, имеющие статус «негражданин Латвии» — те русские и русскоязычные жители страны, которые были лишены гражданства в 1991 году и с тех пор не натурализовались. Автор этих строк, родившийся в Латвии и проживший в ней практически всю жизнь, тоже, таким образом, угодил в «беженцы».

Возникает обоснованное подозрение: не были ли деньги, выделенные еврофондами на беженцев, получены «под неграждан»? По крайней мере какая-то часть суммы. Если так, то афера просто грандиозная. На уровне гоголевских «Мертвых душ».

В любом случае приравнивание в документах ООН 260 000 неграждан Латвии к беженцам — неоспоримый факт. У этих людей возникает естественный вопрос: где наши «беженские» деньги? На аренду жилья, курсы госязыка. А еще лучше выдайте наличными — 6000 евро на дороге не валяются...

Что касается судьбы европейских миллионов, то их, судя по финансовым отчетам, успешно перемолола («освоила») прожорливая бюрократическая машина. Вот несколько выписок из отчетов, на бесподобном канцелярите: 

«Обеспечение регионального обучения должностных лиц консульств единой политике выдачи виз в ЕС, в соответствии с требованиями Европейского кодекса о границах и Визового кодекса — 102 963 евро», «Развитие национальной визово-информационной системы с обеспечением ее соответствия окончательной версии технической документации Еврокомиссии и обеспечение обучения пользователей системы — 1 477 782 евро», «Разработка справочника по наилучшей практике выдачи виз — 49 196 евро»...

Как говорил товарищ Бендер: «Накладные расходы! Аппарат съел все деньги». На самих беженцев средств не осталось. Ну ничего, ведь грядет новый транш. С 2014 по 2020 год еврофонды обязались предоставить Латвии на решение проблемы беженцев около 30 млн евро...


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции