На что «Божья воля»

Петр АКОПОВ, публицист

18.08.2015

История с «погромом» в Манеже вызвала бурную общественную дискуссию. О выставке «Скульптуры, которых мы не видим», посвященной так называемому нонконформистскому искусству позднесоветской эпохи, мало кто узнал бы. Но группа «Божья воля», известная радикальной борьбой с различными богохульствами, устроила в Манеже акцию протеста. Обвинив устроителей выставки в сознательном оскорблении чувств верующих (а некоторые произведения действительно не могут вызвать у православного человека ничего, кроме возмущения), активисты повредили часть экспонатов. Оторвали тарелку из «Икеи» от одного из произведений, другое сдернули со стены. В общем, нанесли урон в виде «четырех поврежденных линогравюр».

Пресса же сообщила именно о погроме — то есть у людей должен был возникать в голове образ молодчика, молотком разбивающего скульптуры. К тому же вовсю склонялась фамилия Сидура, самого известного из авторов выставки — умерший в 1986 году художник считается классиком современного искусства. Всем напоминали, что он фронтовик, что у него имелись и вполне христианские по духу работы. Но, судя по видеозаписи, ни одно произведение Сидура серьезно не пострадало, ничто не потеряно для потомков. Однако глава Совета по правам человека Федотов уже сравнивает действия Энтео с тем, что творит исламский халифат в Пальмире. Варвары, православные фашисты, православный Талибан — подхватывает хор либеральной общественности. От Церкви требуют сурово осудить «Божью волю», а от властей — дать им «двушечку», как и «Пусси райот», а иначе и РПЦ, и Кремль продемонстрируют, что являются настоящими вдохновителями этого «террора».

Конечно, совершенное Энтео со товарищи — мелкое хулиганство. Их можно подвести под статью, присудив штраф или даже условный срок. Понятно, что этого не будет — не потому что власть или Церковь их поддерживают, а потому что в их действиях есть понятный большинству мотив. Цель провокации — привлечь внимание к тому, что принятый несколько лет назад закон о защите чувств верующих толком не соблюдается. Общество может не разделять — и в основном не разделяет — подобных методов борьбы, но оно вполне едино в том, что недопустимо оскорблять святыни. Кстати, для постмодернистского сознания «погромщики» — чистой воды акционисты, устроители перформансов, хотя сами себя, конечно, таковыми не считают.

Отрицая саму форму протеста, нельзя не признать, что Энтео и его товарищи пытаются бороться с духом теплохладности, одним из главных врагов верующего человека и главных принципов современного общества. Сейчас его именуют толерантностью. Это когда твоя вера и принципы настолько размыты, что ты не замечаешь глумления над тем, во что вроде бы веришь. Из истории хорошо известно, что происходит, когда общая вера, общие нравственные и этические принципы подменяются «терпимостью к многообразию жизни» — страна, а в конце концов, и народ гибнут. Если православные перестанут защищать свою веру, Россия сгинет. Не от глумливых произведений современного искусства, а от того, что никто ни во что не будет верить, не останется ничего связующего и объединяющего.

Для России не пригоден путь западной цивилизации, которая от христианства пришла к мертвечине толерантности, и даже страшные истории наподобие «Шарли Эбдо» уже не способны пробудить спящее большинство. Но Россия не пойдет и по пути Талибана, уничтожившего статуи Будды в Афганистане, потому что русские — по-настоящему уважающий чужую веру народ. Если не брать период умопомрачения и смуты, когда уничтожались собственные святыни, мы способны признавать чужую веру, не отказываясь при этом от своей. Достойны ли взгляды атеистов уважения? Конечно. И вовсе не потому, что по закону Россия — светское государство. Просто все имеют право на личный выбор. Но никакое меньшинство не может навязывать большинству свои взгляды или ценности в качестве эталонных и уж тем более — глумиться над идеалами большинства. Это касается, естественно, не столько «прогрессивного искусства», сколько в целом агитации и действий либералов — именно поэтому государство должно не допускать провокаций и быстро на них реагировать. Чтобы не раздражать терпеливый русский народ, который в гневе гораздо радикальнее любой «Божьей воли».


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции