Дефолт ушел, но обещал вернуться

Вадим БОНДАРЬ

17.10.2013

Светопреставления, которого с трепетом ожидал весь мир, и которое должно было случиться по вине несговорчивой американской элиты, не произошло. Из-за океана прилетела радостная весть: лидеры Сената достигли соглашения. Это позволит увеличить потолок госдолга США и возобновить финансирование федерального правительства. Прямо голливудский хеппи-энд. Но опасность отступила лишь на время.

Подробности, очевидно, будут известны позже. Пока же весь финансовый мир получил — нет, не окончательное избавление от мук, а лишь временное облегчение. Астрономический долг Соединенных Штатов никуда не делся, мировые биржи, финансовые и сырьевые рынки не перестали зависеть от доллара и производных финансовых инструментов. Золотовалютные резервы абсолютного большинства государств, львиная доля которых также номинирована в американских деньгах, не претерпели качественных и структурных изменений. В общем, все взаимосвязанные источники болезни остались на своих местах, отступила лишь острая фаза, да и то временно.

Опасность дефолта в США не исключается — и что ждет Россию, если он все-таки произойдет? 

Дело в том, что современная глобальная экономика в преобладающей своей части — это уже не столько производство нужной и полезной человеку продукции, сколько движение денег и связанные с ним взаимоотношения людей, корпораций, государств. Причем денег все больше и больше виртуальных, зачастую никаким товаром не обеспеченных. Эта экономика деформировала структуру мирового хозяйства. Доминировать стали другие группы, не производящие: оценщики, аудиторы, рейтинговые агентства, банки, биржи, финансовые аналитики, всевозможные игроки цифрами и манипуляторы. Усложняясь и множась, эта система делания денег из денег, причем даже тех, которых в реальности нет, а есть лишь некие долговые обязательства, полученные под залог чьих-то других обязательств, привела глобализованный мир к современному состоянию. То есть к кризису, который продолжается уже шесть лет.

Лечить болезнь порождениями самой болезни — теми же бесконечно размножающимися деньгами и их производными — все равно, что тушить пожар бензином. И разыгранное по-голливудски избавление США и замыкающихся на них глобальных игроков от дефолтного апокалипсиса — не более чем таблетка антиспазмальгетика, ничего не лечащего и ничего принципиально не меняющего. 

Что касается России, то, будучи сырьевой державой, мы напрямую зависим от соответствующих мировых рынков, торгующих за американские доллары. А это нефть, металлы, золото и так далее. Зависим мы и от импорта, осуществляющегося при помощи валютных операций. А это практически все группы товаров — от продовольствия до высокоточной электроники, лекарств и самолетов. Российские компании набрали огромное количество долгов в иностранной валюте — и это тоже опасная зависимость. Во многом исходя из котировок мировых валют строит свою денежную и кредитную политику наш Центробанк. Немало граждан хранят свои сбережения в иностранных деньгах. Причем львиную долю — под матрасами. И сумм этих толком не знает никто. Сегодняшняя Россия — это не Советский Союз с локальной экономической рублевой зоной.

В случае дефолта США первыми удар почувствуют органы, наиболее пораженные болезнью современной экономики — финансовые и сырьевые рынки, рынки ценных бумаг, кредитный рынок. За ними — банки и национальные финансовые системы, которые согласно информации, просочившейся в СМИ, уже начали готовиться к возможным последствиям такого события. Следом — компании и предприятия. Вначале —  ориентированные на экспорт, за ними остальные — в порядке убывания этой экспортной ориентации.

Что касается населения, то в одночасье оно практически ничего не почувствует. Все-таки практически в каждом государстве, в том числе и в России, существуют резервы, которые  помогут смикшировать удар. Есть и различные финансово-экономические методики для того, чтобы успешно противостоять кризису. Если перевести разговор совсем уж в практическую плоскость, то рискну предположить, что деньги из банков забирать пока не стоит (разумеется, если мы говорим о надежных банках). Сломя голову кидаться покупать машины и квартиры — тоже,ч вряд ли они будут дорожать, сейчас состояние рынка таково, что продать товар гораздо сложнее, чем его купить, в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться.

В какой валюте хранить деньги? По-прежнему действуют общие рекомендации: в трех основных, но не поровну. Центр тяжести лучше сдвинуть в сторону рублевых сбережений. И наконец, главный совет: держитесь за свое рабочее место, в случае кризиса грядут сокращения. Те сотрудники, без кого нельзя обойтись, естественно, получают шанс быть уволенными в самую последнюю очередь — вместе с ликвидацией самого предприятия, если дойдет до такого печального финала. Так что старайтесь быть незаменимыми.

В целом же нам сегодня надо в большей степени бояться не американского дефолта, а того, что российская экономика находится в стагнации — рост ВВП в третьем квартале был почти нулевым. А это уже серьезно. Тут пока голливудским хэппи-эндом и не пахнет.