Муравьи и элита

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

09.07.2015

В соседней Финляндии начат один из самых радикальных экспериментов в образовании. С 2020 года страна обещает отказаться от изучения по отдельности, например, математики, химии и физики, сведя их к единому обзорному уроку «наука». Исчезнет целостное изучение географии и некоторых других предметов, которые растворятся в так называемых «темах». К примеру, тема «Европа», помимо местной географии, включает  языки, экономику и историю.

Считается, что у финнов одна из лучших систем образования в мире. Стало быть, можно предположить, что именно там, как в своеобразной лаборатории, отрабатываются «наиболее передовые» подходы к образованию, которые затем будут внедряться повсеместно. И со стопроцентной уверенностью — в России тоже. Поэтому неплохо бы загодя понять, какого именно человека станет готовить на выходе «модернизированная» школа.

Послушаем самих финнов. К примеру, руководитель по развитию Хельсинки Паси Силандер в интервью The Independent: «Сейчас нам нужно просвещение разного уровня, чтобы мы могли подготовить людей к работе в жизни. Молодые люди пользуются продвинутыми компьютерами. Раньше в банках работало много служащих, которые постоянно считали, но сейчас все кардинально изменилось. Мы должны осуществить изменения в системе образования, которые нужны индустрии и современному обществу».

В переводе на понятный язык это означает примерно следующее. Современное образование, в отличие от классического, не ставит своей целью подготовку людей с системными академическими знаниями, позволяющими при дальнейшем, более углубленном изучении определенного направления реализовать себя в самых разных областях. «Индустрии и современному обществу» нужны узкие специалисты, напоминающие «юниты» в компьютерных играх: «человек-лесоруб», «человек-строитель», «человек-солдат» и т.д. — в точности как у муравьев. Причем, чем уже и глубже специализация, тем больше вероятность, что данный товар на рынке труда будет куплен.

Соответственно банковскому служащему математика не требуется — достаточно уметь нажимать правильные кнопки на компьютере, который сам все посчитает и куда надо запишет. А какому-нибудь «человеку-официанту» из «Макдоналдса» и вовсе довольно лишь читать и писать, даже считать не надо: главное, знать, какой значок на клавиатуре обозначает то или иное арифметическое действие. А что Земля круглая — это ему зачем? Отсюда и новый подход: ясно, что, изучая комплексно предмет «наука», фундаментального понимания по каждой области знаний не получишь, в лучшем случае вершков нахватаешься. Но большего и не требуется. 

Другая решаемая внедрением финской модели задача — сегментирование знаний. Выращиваемый «гомо функционалис» должен получать достаточно полный объем самой разнообразной информации, но по четко очерченной тематике. Сегментированное обучение позволяет сколь угодно широко манипулировать реальностью, формируя в сознании обучаемого нужную картину мира. Например, преподавая тему «Европа» вне контекста мировой истории, легко убедить, что промышленный рывок Запада объясняется развитием демократии и достоинствами рыночной экономики, а отнюдь не колониальным ограблением большей части остального мира.

Неправильно было бы, однако, сводить все к чисто экономическим интересам работодателей. Одним из базовых условий социального контроля является постоянное нарастание разрыва в знаниях между основной массой общества и теми, кто принадлежит к правящим элитам или близок им. Не секрет, что элиты на Западе, в отличие от «муравьев», готовят как раз по классической системе, чтобы разрыв нарастал и его невозможно было преодолеть. В итоге достигается оптимальная управляемость «низов»: система имеет больше контроля над человеком, чем даже он сам над собой.

Может возникнуть резонный вопрос: как же сочетается сознательная дебилизация человечества с тотальным насаждением компьютерной грамотности едва ли не с пеленок? Очень даже сочетается. Особенно если вспомнить, как именно «реформировали» образование все последние десятилетия. Сначала, усадив молодежь за компьютер, ее отучили читать что-либо большее по объему, чем статья в «Википедии». Затем — представлять и осмысливать прочитанное. Создали «комиксное мышление» — когда реальность воспринимается в виде неких «фактов» без анализа и сопоставления. Далее ввели тестовую модель оценки знаний (пресловутый ЕГЭ), заменившую системность знаний набором определенной информации. И наконец, предложили простое решение проблемы, «как, не учась, стать умным»: достаточно войти в интернет и скачать любую нужную информацию. При этом, дискредитировав не только книги, но и любые СМИ, внушили молодежи, что именно Всемирная паутина — это «территория свободы», где есть любые знания и любые точки зрения.

Еще в конце 90-х в книге Барда и Зодерквиста «Нетократия» была изложена теория управления подсаженным на интернет человечеством через управление контентом. Надо ли говорить, что «узко специализированный» дикарь за компьютером — идеальный объект для такого рода управления?


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции