12.10.2012
Несмотря на многочисленные артистические жесты антиклерикалов по поводу того, что в России Церковь все чаще вмешивается в политику и даже «сращивается» с государством, трудно найти более аполитичный общественный институт, чем Московский патриархат. С 1994 года в церковных документах неизменно говорится о недопустимости участия клириков в партиях и выборах. Более того, на соседней Украине местное священноначалие в 2007 году осудило «так называемое «политическое православие», которое предполагает внесение в церковную ограду политических лозунгов».
При этом именно в УПЦ МП несколько лет назад возникла идея возвращения священнослужителям возможности участия в выборах — в случаях крайней необходимости. Позднее, на Архиерейском соборе 2011 года, это предложение было распространено на всю Русскую церковь, однако механизмы его реализации прописаны не были. И вот сегодня точка поставлена: в политические партии клирикам вход закрыт окончательно. В выборах же священнослужители отныне могут участвовать, но лишь «когда нужно противостоять <...> силам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью». И только с благословения Патриарха или Синода.
В чем причины этих изменений во внутрицерковной политике? Исключительно в том, что в отличие от «политического православия», существующего лишь в воображении нескольких публицистов, «политический антиклерикализм» уже давно стал сложившимся феноменом. Активность сегодняшних воинствующих безбожников имеет вполне определенный вектор: не против мусульман, иудеев или буддистов, но непосредственно против Русской православной церкви. И в этой активности, что называется, все средства хороши. Так, например, известно, что именно антиклерикалы еще в 90-е инициировали проект «альтернативное православие», в результате которого в России было создано несколько раскольнических юрисдикций, активно противодействовавших процессу воссоединения Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом.
И вот сегодня, в условиях, когда нападки на Церковь стали неотъемлемой частью политической жизни страны, священноначалие решилось на крайнюю меру. Нет, конечно же, в обозримом будущем Государственная дума и региональные заксобрания едва ли начнут заполняться депутатами в скуфьях и клобуках (как это было в дореволюционных думах или даже в последнем Верховном Совете СССР). Но если очередные выборы любого уровня антиклерикалы попробуют использовать в качестве агитационной площадки для борьбы с Церковью, у последней появляется механизм для симметричного и эффективного ответа. И это справедливо, не правда ли?