17.11.2012
На прошлой неделе проблеме коррупции практически одновременно внимание уделили глава Администрации президента РФ Сергей Иванов и вице-премьер Дмитрий Рогозин. С чем связан новый виток усиления антикоррупционной риторики и что в реальности государство и общество могут сделать на этом направлении? «Культура» побеседовала с председателем Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой.
культура: Как Вы восприняли столь жесткие антикоррупционные высказывания высокопоставленных чиновников?
Яровая: Недавние высказывания Сергея Борисовича и Дмитрия Олеговича, на мой взгляд, не являются неожиданными, поскольку позиция этих людей по данному вопросу всегда оставалась последовательной и принципиальной. Сегодня мы шаг за шагом выстраиваем систему законодательных мер по противодействию коррупции. И эти меры уже начинают работать — вскрываются конкретные факты коррупции, а самое главное — наступает ответственность лиц, совершивших противоправные действия. Все это должно рассеять иллюзии у тех, кто думает, что останется безнаказанным.
культура: Можно ли сказать, что государство наконец решило от слов перейти к решительным действиям? И почему прежние меры оказались неэффективными?
Яровая: Борьба с коррупцией — это не одношаговое действие, но система мер, включающая в себя законодательную деятельность, работу правоохранительных органов, независимую судебную систему. Сегодня в России все это есть. Но самое сложное — сформировать в обществе неприятие коррупционного поведения. А это куда более длительный и сложный процесс. Но то, что по фактам коррупции будут возбуждаться уголовные дела и сажать в России будут не только картошку, — это точно.
культура: Дмитрий Рогозин сравнил коррупцию с государственной изменой. Стоит ли сегодня ужесточить уголовное законодательство в его антикоррупционной составляющей? Какие еще, пока незадействованные, методы борьбы, на Ваш взгляд, могли бы быть эффективными?
Яровая: Коррупция — это дорога с двусторонним движением, где принято не только брать. Есть определенное количество людей, которые заинтересованы в том, чтобы за деньги получать незаконные права, преференции, или освобождаться от установленной законом ответственности. Поэтому, в первую очередь, нужно вести речь не об ужесточении уголовного законодательства, но повышать уровень правовой культуры, культуры правосознания и мышления. В том числе, и это я подчеркну особо, — патриотического мышления, при котором ты просто не можешь стать участником коррупционной сделки ни с какой стороны. Самым же важным направлением в противодействии коррупции я вижу систему образования, ведь главное — сформировать в обществе непреходящую ценность личной, деловой репутации, того, что нельзя купить ни за какие деньги.