Уникальная выставка редчайших гелиогравюр «Солнечное письмо. Забытая технология печати» открылась в музее-заповеднике «Горки Ленинские»

04.07.2022

Уникальная выставка редчайших гелиогравюр «Солнечное письмо. Забытая технология печати» открылась в музее-заповеднике «Горки Ленинские»

Основой выставочного проекта «Солнечное письмо. Забытая технология печати» стал альбом «Московская городская художественная галерея П. и С.М. Третьяковых» из фондов музея-заповедника «Горки Ленинские».

В аннотации к роскошному крупноформатному альбому в коленкоровой папке с полихромным тиснением, в том числе золотом по рисунку В.В. Васнецова, указано следующее: «Настоящее издание включает в себя более 300 снимков с русских художественных произведений, находящихся в Третьяковской галерее: из них 72 большие гелиогравюры на отдельных листах, исполненные Обществом графических искусств в Вене, остальные – автотипические воспроизведения в тексте, работы художественной мастерской Ангерера и Гешля в Вене».

– Выставочный проект впервые знакомит посетителей музея-заповедника «Горки Ленинские» с малоизвестным широкой публике направлением в истории российской печатной графики – альбомом «Московская городская художественная галерея П. и С.М. Третьяковых», выпущенным в 1909 году издательством И.Н. Кнебеля, напечатанным в типографии Ф.А. Брокгауза в Лейпциге и хранящимся ранее в усадебной библиотеке З.Г. Рейнбот (Морозовой). Особо важно, что альбом сохранился с полным комплектом репродукций-гелиогравюр, – отмечает заместитель директора по научной работе Борис Власов.

Иосиф Кнебель (1854–1926) внес огромный вклад в развитие отечественной культуры. Он был первым, кто занимался научной популяризацией собрания галереи русских коллекционеров П.М. и С.М. Третьяковых. Благодаря И.Н. Кнебелю широкие круги российских читателей получили превосходные репродукции картин крупных художественных собраний страны. После революции Кнебель руководил издательством Третьяковской галереи.

Гелиогравюра – один из способов глубокой печати, отличавшийся высоким качеством воспроизведения, при котором печатная форма изготовляется с применением фотографических и химических процессов. Диапозитив изображения копировался на бумагу со светочувствительным желатиновым слоем, копию переносили на медную пластину, покрытую асфальтовыми зернами, образующими растр. В результате на пластине получался желатиновый рельеф различной толщины в соответствии с насыщенностью тонов изображения.

Автотипия – способ полиграфического воспроизведения полутоновых изображений средствами высокой печати, основанной на возможности передачи полутонов системой точек.

До сих пор печатная продукция И.Н. Кнебеля является образцом высокого издательско-оформительского искусства и служит предметом собирательства библиофилов. Альбом «Московская городская художественная галерея П. и С.М. Третьяковых» в полном виде сохранился лишь в редких в частных коллекциях, а также в музее-заповеднике «Горки Ленинские», где его можно будет увидеть до 2 октября 2022 года в Южном флигеле музея-усадьбы «Горки». 

Фото: пресс-служба музея