Сергей Матвеев рассказал о законопроекте, расширяющем действие принудительной лицензии на контент

31.05.2022

Сергей Матвеев рассказал о законопроекте, расширяющем действие принудительной лицензии на контент

В России разрабатывается законопроект, расширяющий действие принудительной лицензии на контент. Что это такое, какие цели преследует и почему, продолжая гарантировать защиту прав всех правообладателей, включая западных, Россия заботится об отечественных производителях креативного продукта, в интервью IPQuorum рассказывает президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.

Матвеев рассказал, что в наборе интеллектуального права (ИП) есть достаточно сильное право — это исключительное право, право разрешать и запрещать использовать результаты творчества. Однако иногда бывают ситуации, когда правообладатель злоупотребляет этим правом. В частности, использует его для того, чтобы необоснованно ограничить появление определенных видов продуктов и товаров на том или ином рынке, создать дефицит, зачастую критичный для общества.

«Для противодействия подобным злоупотреблениям и предусмотрен, в том числе международными конвенциями об интеллектуальном праве, такой механизм, как принудительная лицензия. Традиционно он распространяется на объекты промышленной собственности — на изобретения, — отмечает Матвеев. 

В области авторского права принудительные лицензии как таковые не применялись: в отличие от патентного, оно охраняет форму произведения, а не суть. В патентном праве формулу изобретения не обойдешь.

«В авторском праве сделать это не так сложно. Если тебе не разрешили использовать музыку — напиши свою, более хорошую, не дали издать книгу — найди другую, не менее интересую. Но сейчас мы столкнулись с беспрецедентной ситуацией, когда право собственности используется для изъятия целых пластов произведений литературы, искусства, культуры», — говорит Матвеев. 


Тем самым нарушается основной смысл интеллектуального права — способствовать развитию культурной и технологической сферы. В таких условиях принудительная лицензия на объекты авторского права уже не кажется необоснованной. Появление в законодательстве такой нормы сможет решить проблему оборота контента, так как это своего рода «приземление» лицензий без ущерба коммерческим интересам правообладателя. 


«Цель введения принудительной лицензии не в том, чтобы сохранить в нашей стране фильмы, сериалы, музыку, произведенные западными компаниями. Ведь любая принудительная лицензия будет применяться только в том случае, если будут желающие легально использовать зарубежный контент», — заключил Матвеев.

Фото: IPQuorum