Загадочное искусство: «Ночной дозор» Рембрандта

11.11.2021

Загадочное искусство: «Ночной дозор» Рембрандта
Групповой портрет мушкетеров, новаторский для своего времени, встретил неоднозначную реакцию современников и в первую очередь заказчиков. До сих пор полотно вызывает многочисленные вопросы у исследователей и привлекает арт-паломников со всего света.

История картины


Рембрандт Харменс ван Рейн написал «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», вошедшее в историю под названием «Ночной дозор», в 1642 году, пишет Wikipedia.org. Полотно заказало Стрелковое общество — отряд гражданского ополчения, действовавший в Голландии. Стрелки хотели украсить новое здание общества групповыми портретами шести рот. Рембрандт получил заказ от роты капитана Франса Баннинга Кока.

В следующем веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы оно вместилось в новом зале. С левой стороны исчезли два мушкетера. Сохранилась копия «Дозора», созданная Герритом Люнденсом. По ней можно судить об оригинальной версии картины. 

За пару веков работа Рембрандта покрылась слоем сажи и пыли. Это изменило изначальный колорит и закрепило за ней неправильное название. Только в середине прошлого века картину очистили и выяснили, что сцена происходит солнечным днем и работу стоило бы назвать «Дневным дозором».

В годы Второй мировой войны «Ночной дозор» оказался у нацистов. Его хранили в свернутом виде в пещерах в Маастрихте. Полотно не раз страдало от некачественной реставрации. Кроме того, в 1970-е на картину напал посетитель музея, который изрезал полотно ножом. А в 1990 году другой посетитель плеснул на него кислотой.

Сегодня картина хранится в Рейксмюсеуме в Амстердаме. Даже в обрезанном виде она является одним из самых больших произведений музея.

Новаторство и загадки


Во времена Рембрандта портреты изображались в статичных позах и с симметричной композицией. Он же отошел от канона голландской живописи и изобразил стрелков в движении. Они выходят из темного двора на площадь, освещенную солнцем. Здесь проявляется характерная для мастера игра света и тени. Капитан Баннинг Кок отдает приказ лейтенанту Рёйтенбюргу. Все герои непосредственны и динамичны, движутся даже детали их одежды. Рембрандт предвосхитил реализм и импрессионизм, получившие развитие в XIX веке.

Другим новшеством стало то, что художник наполнил картину, помимо заказчиков, другими персонажами (барабанщик, девочка и др.), что, конечно, вызывает вопросы у исследователей. Особое внимание привлекает девочка в золотистом платье. На ней есть традиционные символы мушкетеров — коготь, пистолет, рог для вина. На этом основании предполагается, что девочка — талисман отряда. Она изображена в свете, и это тоже привлекает внимание. Возможно, именно она создает смысловой центр картины. 

Реакция заказчиков на новаторское произведение оказалась неоднозначной. Вероятно, они ожидали  получить классический парадный групповой портрет. Некоторым стрелкам не понравилось, что их задвинули за задний план. Тем не менее работу приняли. Сегодня ее выставляют рядом со статичными портретами того же времени, чтобы подчеркнуть отличия.

Фото: Рембрандт — http://hyper-resolution.org/view.html?i=Rijksmuseum/SK-C-5/SK-C-5_VIS_20-um_2019-12-21 downloaded with dezoomify-rs, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=90131410