Скандальное искусство: «Аранжировка в сером и черном, № 1: портрет матери» Джеймса Уистлера

09.11.2021

Скандальное искусство: «Аранжировка в сером и черном, № 1: портрет матери» Джеймса Уистлера
«Мать Уистлера» стала одним из самых цитируемых портретов в мире. Однако ее холодно приняли на первой выставке в Англии, куда перебрался американский художник. Франция же пришла в восторг от портрета и купила его, чего и добивался автор.

История создания


Джеймс Уистлер написал портрет в 1871 году, пишет  Википедия. Однажды его модель не явилась на сеанс, и тогда художник попросил мать Анну Уистлер позировать ему. Модель должна была стоять, но матери было сложно находиться в таком положении длительное время, поэтому она сидела. Работа заняла много времени. Десятки раз мать позировала сыну. Она изображена в профиль в почти натуральную величину на фоне стены. На ней висит гравюра Уистлера «Пристань «Черный лев» (1859). Портрет выполнен в ограниченной цветовой гамме. С виду простая композиция уравновешивает различные формы, представленные на картине. 

По словам автора, повествование не имело особого значения в «Аранжировке». Использование музыкального термина в названии подчеркивало концепцию «искусства ради искусства», которой придерживался Уистлер, и снимало акцент с повествовательного и описательного аспекта картины. Самая известная работа американского мастера запомнилась публике под названием «Мать Уистлера». 
Несмотря на холодный прием картины, художнику удалось привлечь новых клиентов. Он написал еще два портрета в похожей манере: «Аранжировка в черном № 2: портрет миссис Луизы Хут» и «Аранжировка в сером и черном № 2: портрет Томаса Карлейля». 

Автор не нашел покупателя портрета матери, поэтому заложил его. После ее смерти в 1881 году Уистлер выкупил картину. Он хотел, чтобы ее приобрело французское правительство, и видел в том особую гордость для себя и своей матери. И в 1981 году это произошло. Картину поместили в музей в Люксембургском саду (Париж). Сегодня «Аранжировка» хранится в Музее Орсе в Париже.

Реакция


На первой выставке в 1872 году в Англии «Аранжировку» встретили прохладно. Ее не сразу приняли для экспозиции в Лондонской академии и повесили в неудачном месте. Работа не соответствовала представлениям викторианской эпохи о красоте — она была слишком простой, несентиментальной и бледной. Критики увидели в портрете неудачный эксперимент. Он стал последним произведением, которое Уистлер представил в академии. После этого последовал его разрыв с британским художественным сообществом, который не помешал дальнейшему экспонированию его гравюры.

Уистлер настаивал на том, чтобы его работу не рассматривали как портрет. По его словам, картина интересна ему, поскольку изображает его мать. Но другим людям не должно быть важно, с кого она списана.

Работа вызывала и вызывает самую разную реакцию: от насмешек до восхищения. Некоторые видели в портрете символ материнства и семейных ценностей, дань уважения старости, скорбь. Другие использовали его для пародий и насмешек.

Позже искусствоведы увидели в «Аранжировке» особое достижение — вне зависимости от исторической ценности, денежной оценки, красоты картина передала смысл, понятный почти каждому зрителю. Она продолжила прокладывать дорогу от элитного искусства к популярной культуре. 

Фото: Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17964240