Выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» пройдет в Музее Москвы

05.08.2021

Выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» пройдет в Музее Москвы

Экспозиция откроется 10 августа, сообщает пресс-служба музея.

Эта памятная дата стала для кураторов музея поводом поговорить о том, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн. На выставке можно будет увидеть работы Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Густава Клуциса, Александра Родченко, Сергея Лучишкина, Климента Редько, Соломона Никритина, Иосифа Чайкова, Натана Альтмана, Роберта Фалька, Ольги Розановой, братьев Весниных, Андрея Бурова, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и Александра Гегелло. 

Куратор выставки Александра Селиванова рассказала, что электрификация в 1920-е годы не только повлияла на социальные, экономические, индустриальные процессы, но и была одним из ключевых образов эпохи, ставших для художников, поэтов, режиссеров и дизайнеров метафорой революции. Электричество становилось героем рассказов, пьес, детских сказок, плакатов, кино, а также появлялось в графике, живописи и скульптуре, а его образ воплощался в форме лампы накаливания, уходящих вдаль линий электропередачи, мощных турбин электростанций и отождествлялся с фигурой самого Ленина. 

Идея электрификации повлияла и на развитие архитектурной практики авангарда. Инженеры и энергетики ГОЭЛРО (Александр Винтер, Генрих Графтио, Иван Радченко, Роберт Классон, Иван Александров и другие) создавали творческие коллективы, в которые включали передовых архитекторов. Братья Веснины, Валентин Дубовской, Иван Жолтовский, Андрей Буров, Эдгар Норверт, Оскар Мунц — все они занимались промышленным проектированием и создавали работы, отвечавшие духу времени. Так, за победу в конкурсе архитектурного проекта главного корпуса Днепровской гидроэлектростанции боролись архитекторы двух направлений: конструктивизма и неоренессансной школы. 

Пространство выставки превратится в тотальную аудио- и световую инсталляцию, которую для Музея Москвы сделала видеохудожник, режиссер, архитектор и сценограф Дина Караман. Оно будет разделено на несколько зон — «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город», каждая из которых расскажет, как электрификация в разных своих проявлениях отражалась в искусстве и литературе. Между зонами будут выстроены «башни», посвященные отдельным электрификаторам — Глебу Кржижановскому, Александру Винтеру, Генриху Графтио, Роберту Классону.

Фото: пресс-служба Музея Москвы