Космический шторм прояснил историю древнего сакрального комплекса на острове в Туве

02.02.2021

© Фото : МГУ / Андрей Панин

Датировать постройку ученым помог анализ годичных колец деревьев, пишет РИА Новости.

Один из самых необычных памятников Средневековья находится в пустынном месте на вечной мерзлоте в Республике Тыва. Первое упоминание о руинах, расположенных на одном из островов озера Тере-Холь в верховьях Енисея, относится к началу XVIII века. У местных жителей эти развалины получили название Пор-Бажын, что на тувинском означает «глиняный дом».

Памятник так удален от цивилизации, что ученые нашли его лишь два века спустя. Эксперты отметили сходство планировки памятника с древней столицей уйгуров Орду-Балык, что находится в 300 км отсюда.

В 1950-х годах сотрудник Института этнографии Академии наук СССР Севьян Вайнштейн провел раскопки памятника, датировав его серединой VIII века и эпохой Уйгурского каганата. В это время каганат переживал свой расцвет.

Памятник занимает площадь 35 000 квадратных метров, то есть почти весь остров. В его центре находится дворец, окруженный цепью внутренних дворов, разделенных стенами двухметровой толщины.

Однако по мере исследования ученые заметили, что планировка комплекса больше соответствует не военным, а сакральным целям. В связи с этим возникла новая версия, что это был не дворец, а монастырь.

Пытаясь выяснить, какой религии он был посвящен, ученые столкнулись с нехваткой данных и противоречиями. Как известно, уйгуры исповедовали тенгрианство, главным божеством которого был Тенгри — что значит на тюркском «Небо». Но в те времена строить монастыри могли только буддисты, и в таком случае на территории монастыря должны были обнаружиться статуи Будды или их фрагменты, но ничего такого не было найдено. В центральном комплексе здания нашли только одну расписанную панель с узором, похожим на большой китайский иероглиф, — и никакой утвари.

Положить конец вопросам могла бы точная датировка памятника, однако обычные методы для этого не годятся. Радиоуглеродный анализ дает разброс в диапазоне 100 лет, делая невозможным точную привязку памятника к событиям эпохи.

Во время исследований аспирантка Нагойского университета (Япония) Фуса Мияке нашла в годичном кольце старинного кедра из построек аномально высокое содержание радиоизотопа 14С. Это годичное кольцо соответствовало 775 году нашей эры. Вскоре ученые выяснили, что в этом году произошло космическое явление планетарного масштаба, они объяснили его излучением от сильной солнечной вспышки.

Принимавший участие в раскопках Пор-Бажын профессор географического факультета МГУ, завотделом палеогеографии Института географии РАН Андрей Панин предположил, что последние годичные кольца деревьев, стволы которых были найдены в основании стен, содержат следы так называемого события Мияки. Выполнив серию исследований, ученые установили, что дерево было срублено в 775 году, а значит, дата постройки монастыря — лето 777 года. Так как строительство шло два сезона, то закончилось оно в 778 году, перед началом антиманихейского переворота. Тем самым была подтверждена предложенная российскими учеными гипотеза о том, что Пор-Бажын является манихейским монастырем.