30.09.2020
В ходе исследования знаменитой картины эксперты нашли под ее поверхностью рисунок, свидетельствующий об использовании при ее создании неизвестного наброска. С помощью мультиспектрального анализа ученые выяснили, что Леонардо скопировал эскиз на основу с помощью техники спольверо, при которой по контуру изображения прокалываются отверстия и засыпаются древесным углем.
Ученый также использовал современную инфракрасную рефлектографию, сделав более полутора тысяч снимков. В результате Котт нашел следы спольверо на руке и линии волос Моны Лизы, которые показали, что в процессе создания портрета художник развернул голову модели так, чтобы она смотрела на зрителя.
Исследователь также предположил, что рисунок мог использоваться для создания копий картины, например, той, которая экспонируется в Прадо.