Гагик Манасян: «Деятельность ассоциации IPCHAIN вызвала большое воодушевление в научных и культурных кругах Армении»

18.08.2020

Об этом директор Государственной филармонии Армении, заслуженный деятель искусств Армении, председатель Общественного совета по культуре рассказал в интервью Scannews.am.

Ранее в Армении прошло обсуждение вопросов развития института интеллектуальной собственности, в котором участвовали президент Ассоциации IPCHAIN Андрей Кричевский и президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.

- Деятельность ассоциации IPCHAIN вызвала большое воодушевление в научных и культурных кругах Армении. Этот энтузиазм проявляете и Вы. Почему? – задала вопрос корреспондент Scannews.am Нелли Аветисян.

- Для меня очень радостно, что президент IPCHAIN Андрей Кричевский и президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев прилагают большие усилия для построения сотрудничества деятелей интеллектуального труда разных наций, помогают выстраивать взаимные творческие связи.

Я вижу в этом залог мирного будущего армянского народа, его процветания и интернациональной дружбы. Культура является первоосновой цивилизации, а творчество – это наднациональное понятие. Под культурой понимают человеческую деятельность в самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения. Источником же культуры является человеческая деятельность, творчество и познание.

Именно на языке культуры и творчества я считаю возможным и необходимым выстраивать межнациональный и межгосударственный диалог. Не преуменьшая значение экономики, скажу так – нет ничего более объединяющего, чем культура. Мы живем в эпоху катаклизмов и конфликтов, возрастающего непонимания между людьми и целыми государствами. При этом мы все мыслим себя культурными людьми. Однако я хочу напомнить слова Бернарда Шоу – «человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку». Оставим «тренировки на кошках», давайте сразу переходить к тому, чтобы учиться понимать друг друга, быть в полном смысле культурными людьми. Именно с этой целью я предложил коллегам поддержать постановке в Армении оперы Генделя «Радамист» - силами армянских, грузинских и российских артистов.

Примечание: содержание оперы Генделя «Радамист» повествует о грузинском царе Радамисте и армянском царе Трдате. У оперы оптимистичный конец, как для грузинского, так и для армянского царей.  Эти события были записаны итальянским историком Тацитом, чьи материалы и послужили основой для драмы Пьетро Метастазио. Пьесу по мотивам Тацита писал и Александр Грибоедов, однако она осталась неоконченной, а в 1720 году Гендель написал свою оперу «Радамист», 300-летие которой отмечается в этом году.

Я пригласил российских коллег в языческий храм Гарни, где, как отмечается в либретто, происходили основные действия оперы. Как продюсер оперы, я представил некоторые идеи о том, что языческий храм будет восприниматься не как декорация, а как основное место действия, мы обменялись мнениями об архитектурном освещении храма, о возможных решениях в связи с постройкой временного амфитеатра под открытым небом и так далее.

Более того, господином Кричевским было высказано предложение сделать постановку в соответствии с международными стандартами, с участием именитых российских, грузинских и армянских артистов, высококвалифицированных специалистов мирового уровня и сделать ее праздником, международным культурным явлением.

Эту инициативу я обсудил со всемирно известным армянским дирижером Джорджем Пехливаняном, он также воодушевился, узнав, что свое согласие принять участие в постановке уже дали известный грузинский режиссер-постановщик Роберт Стуруа, именитые исполнители российской оперы: Анна Аглатова, Юлия Лежнева, наш Барсег Туманян и несколько молодых исполнителей.

Эта идея воодушевила всех, кто сейчас вовлечен в подготовительные работы создания оперы, с признательностью должен отметить имена нашего соотечественника из Москвы Сурена Шаумяна, Григория Заславского (ректора Российского института театрального искусства), Гоги Маргвелашвили из Грузии (ректора Университета кино и театра), Александра Гваришвили  (руководителя Грузинской ассоциации правообладателей GERA).

Сейчас можем констатировать, что достигнуто самое главное: готовность к сотрудничеству и согласованность в целях между авторитетными искусствоведами и организациями культуры разных стран. Я уверен, что, как говорит всемирно известный дирижер Джордж Пехливанян: «с таким творческим составом, даже в условиях коронавируса, можно осуществить международное культурное цунами». Такие предприятия осуществляются раз в 300 лет.

Также издание приводит слова известного дирижера Джорджа Пехливаняна.  Он родился в Ливане, в армянской семье. С 1975 года обосновался в Лос-Анджелесе. Был скрипачом. Уроки дирижерства брал у Пьера Булеза, Лорина Маазеля и Фердинанда Лейтнера, а также в музыкальной академии имени Киджи, в Италии.

С 2005-2008г.г. был первым иностранным главным дирижером филармонического оркестра Словении, в 2007 году главным приглашенным дирижером оперного театра города Кальяри итальянского острова Сардиния. В 2002-2012 годах был также приглашенным главным дирижером Deutsche Staatsphilharmonie RheinlandPfalz, филармонического оркестра Гааги и камерного оркестра Вены. С 1996 года Пехливанян начал сотрудничество с национальным оркестром Испании.

С 2010 года является основателем и художественным руководителем международного музыкального фестиваля в Туке (Франция), с 2012 года является профессором Парижской музыкальной консерватории по классу оркестровое дирижирование.

Выступал в качестве дирижера с филармоническими оркестрами Лондона и «Ла Скала», с оркестром «Gewandhaus» Лейпцига, с симфоническим оркестром Гамбурга, с филармоническими оркестрами Израиля и Чехии. В России выступал с оркестрами Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Московским филармоническим и с оркестром Радио и Телевидения Москвы. Джордж Пехливанян также сотрудничал с рядом всемирно известных солистов (Леонидас Кавакос, Вадим Репин, Джошуа Белл, Линн Харрелл, Морис Андре и др.)

- Маэстро, известно, что именно Вам предоставлена честь быть главным дирижером оперы Генделя «Радамист», постановка которой ожидается в ближайшее время. Расскажите, пожалуйста, о сделанном Вам предложении и о Ваших чувствах в связи с этим.

- Во-первых, хочу отметить, что в прошлом году я, в течение недели, находился в Армении в целях постановки оперы «Тигран Великий» (которая отложена на неопределенное время, в связи с пандемией).

Хочу признаться, что именно на исторической родине я осознал, что Господь наделил человека важнейшей способностью – умением мыслить.

Армения – идеальное место для раздумий и творчества. Что касается предложения стать дирижером новой оперы «Радамист» Генделя, то должен признаться откровенно, что об этом произведении я знал понаслышке, не был детально знаком с ним.

Но, когда ознакомился с извещением генерального продюсера постановки оперы Гагика Манасяна, я узнал, что в опере рассказывается о процессе развития отношений между армянским и грузинским царями, которые происходили в летней резиденции царя Трдата: в языческом храме Гарни, то был ошеломлен.

Позже я выяснил, что об армянском царе царей Тигране Великом написано 40 опер, причем такими авторами, как Вивальди, Глюк, Скарлатти, Гендель, Хассе.  Представьте, ни одна из них в течение 300 лет не была поставлена. Я действительно рад, что именно Гагику Манасяну пришла мысль о постановке этой оперы и представлении их на суд ценителей музыки. Тот факт, что опера «Радамист» может быть призвана к жизни участием первоклассных армянских, грузинских и российских исполнителей, гарантирует успех постановки и международное признание.

С нетерпением жду встречи и сотрудничества с певцами-исполнителями Анной Аглатовой, Юлией Лежневой и Барсегом Туманяном.