В Китайский дворец Петергофа вернулись четыре картины итальянских мастеров XVIII века

05.06.2020

Фото предоставлено пресс-службой музея.

О завершении реставрационных работ живописных полотен и самого исторического интерьера сообщила пресс-служба музея.

В XVIII веке Штукатурный зал Китайского дворца, куда вернулись картины, предназначался для отдыха и светских бесед, о чем свидетельствуют галантные сцены с участием мифологических и литературных героев, украшающих стены и потолок зала.

Речь идет о двух настенных панно и двух десюдепортах, написанных итальянскими художниками Пьетро Антонио Ротари (1707–1762) и Стефано Торелли (1712–1784). В процессе реставрации был укреплен красочный слой картин, удалены поздние тонировки, которые очень сильно изменяли колорит авторской живописи. Специалисты провели сложнейшую кропотливую работу по регенерации лаковой пленки: потемневший лак был уменьшен и выровнен в равной степени на всех полотнах.

В процессе реставрации были сделаны интересные находки о состоянии первоначального авторского слоя. На картине Пьетро Ротари «Венера и Адонис» реставраторы обнаружили следы термического ожога, которые привели к значительным повреждениям живописи. В советское время эти повреждения усиленно затонировали, и только теперь, после реставрации, мы можем наблюдать оригинальный вариант живописи, подлинный авторский колорит.

Картина Стефано Торелли «Селена и Эндимион» также была повреждена в значительной степени: толстый слой тонировок, позднейших записей не позволял насладиться этим изысканным произведением, считающимся одним из лучших у этого мастера. Благодаря мастерству реставраторов сегодня это полотно, полное света и воздуха, предстало перед нами именно таким, каким оно было написано в XVIII веке. 

Возвращенные из реставрации десюдепорты «Венера» и «Тоскующий Марс» также принадлежат кисти Торелли. Над живописным плафоном Ф. Цуньо «Орфей, встречающий солнце» реставраторы работали непосредственно в залах дворца. Последнее панно из исторического живописного убранства зала, картина итальянского художника Д. Чиньяролли, еще ожидает завершения реставрации.

Реставрация самого интерьера Штукатурного покоя длилась в течение года. В ходе реставрации специалисты сохранили и вернули первоначальный колорит исторической отделке XVIII века. Альберто Джанни, сподвижник А. Ринальди, в сложнейшей технике намазной лепки создал декоративную отделку, поразительную по тонкости рисунка и исполнения. Помимо отделки стен и потолка, реставраторы тщательно поэтапно восстанавливали паркет, выполненный по рисунку А. Ринальди. Каждая дощечка уникального паркета из красного и розового дерева, палисандра, пальмы, березы, яблони снималась, укреплялась и устанавливалась на свое место.

Мебельное убранство Штукатурного покоя также прошло реставрацию: уже готовы к возвращению в интерьер резные золоченые банкетки и табуреты русской работы 1760-х годов, а также французское бюро наборного дерева того же времени.

К сожалению, в условиях пандемии ГМЗ «Петергоф» не может показать посетителям итоги реставрации Штукатурного покоя. Тем не менее продолжается реставрация исторических интерьеров и возвращение произведений на свои места – Китайский дворец ждет своих гостей.

Масштабные реставрационные работы в залах Китайского дворца с 2009 года проходят при неизменной заинтересованной поддержке ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербурга» и ООО «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ».