С кем вы, мастера закупок?

Андрей САМОХИН

28.03.2019

26 марта в Госдуме под председательством спикера нижней палаты Вячеслава Володина состоялось заседание Совета по законотворчеству. Участвовавшие в нем первый заместитель председателя ГД Александр Жуков, члены Комитета по культуре во главе с Еленой Ямпольской, директора ведущих российских театров, представители Минкультуры и Минфина, эксперты обсудили законопроект, изменяющий правила госзакупок в сфере культуры. Раскритиковав торможение этого процесса со стороны экономического блока правительства, Володин объявил, что законопроект будут готовить к первому чтению на 9 апреля.

«Культура» уже не раз писала о поправках в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), которые разработал Комитет Госдумы по культуре после многочисленных совещаний с представителями творческих союзов, театральной и музейной общественностью. Наконец, 24 декабря минувшего года законопроект был внесен в нижнюю палату. В документе, в частности, предлагается упростить процесс закупок у единственного поставщика, увеличив при этом максимальные закупочные суммы, смягчить требования к закупкам за счет пожертвований, дебюрократизировать планирование закупок, исключить в ряде случаев обязанность обосновывать цены, а также «внешнюю» и «внутреннюю» экспертизу контрактов — и многое другое, что мешает нормальной деятельности учреждений культуры.

В подготовке законопроекта принимал активное участие советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. Сам глава государства дал поручение подготовить соответствующие изменения.

— Наш президент прямо сказал, что проведение конкурсов для творческой сферы уместно только в случае, когда речь идет о хозяйственных нуждах, — напомнила Елена Ямпольская.

Развивая тему неудобств и часто прямого абсурда, вытекающих из сегодняшней практики применения 44-ФЗ в театральной сфере, на заседании выступили директора Большого театра, Театра имени Вахтангова, Театра Наций — Владимир Урин, Кирилл Крок и Мария Ревякина, а также худрук и гендиректор «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. Так, Владимир Урин сообщил, что, по его подсчетам, ГАБТ сегодня тратит на проведение закупочных конкурсов в 3,5 раза больше денег, чем выигрывает от их результатов. Мария Ревякина пожаловалась, что для замены заболевшего на гастролях актера театр должен вывесить на сайте объявление о конкурсе на замещение данной вакансии; приходится согласовывать срочные закупки реквизита, вплоть до колготок для актрис, малейшее изменение декораций. Выбор же режиссера по законам торгов — кто меньше стоит — она назвала «враньем и позором». Так же, как и формы финансовых отчетов, где оценивается качество «услуги», которую, к примеру, оказал директору театра актер Евгений Миронов, исполнив свою роль.

Коллеги вторили ей, что, исполняя формально 44-ФЗ, театральные дирекции вынуждены заниматься «липой», нерационально растрачивая и творческую энергию, и бюджетные деньги. Указывалось на невозможность планирования постановок и тем более декораций к ним на несколько лет вперед, нелепость конкурса по закупкам и запрета на заказ товаров иностранного производства, когда речь идет об эксклюзивном по качеству и надежности театральном оборудовании. Участники заседания дружно призвали покончить с абсурдной практикой, изменив, наконец, законодательство.   

— Мы считаем, что закон готов, — подчеркнула Ревякина. — Он подготовлен двумя годами кропотливой работы с театральным и музейным сообществом, организациями исполнительских искусств, самодеятельностью, домами культуры. Он должен быть отправлен на первое чтение, а уже ко второму можно что-то дополнять.

Председатель СТД РФ, художественный руководитель театра «Et Cetera» Александр Калягин выступил с радикальным предложением — не заниматься «косметическим причесыванием закона с учетом специфики сферы», а полностью вывести культуру из-под действия 44-ФЗ и других мешающих ей законов. «Я думаю, и представители науки, образования тоже меня поддержат», — добавил он.

Представитель РАНХиГС Татьяна Тодорова, в свою очередь, призвала «не устраивать революцию» и сохранять в правоприменительной практике золотую середину, ни в коем случае не отказываясь от финансового контроля эффективности госзакупок.

Оппонировать деятелям культуры взялась было директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. Она обратила внимание на возможность частичного использования 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», но встретила решительную отповедь председателя Госдумы, призвавшего высказываться по сути законопроекта. «Три месяца закон пылится, а вы их требования игнорируете», — отметил Володин. Предложения Демидовой поправить дело подзаконными актами он также встретил критически, заявив что закон прямого действия всегда эффективнее.

— Наша задача — не искать лазейки, не придумывать что-то, чтобы выйти из положения, — объяснил Вячеслав Володин. — Закон должен стимулировать к более эффективной работе... Задача состоит в том, чтобы были как можно более талантливые постановки, чтобы наши театры работали более продуктивно, чтобы зритель приходил. Для этого нужно создать условия творческим людям для их самореализации.

Спикер нижней палаты напомнил, что Владимир Путин уже дважды высказывался о несовершенстве 44-ФЗ для творческой сферы, и подытожил: «Не будем дожидаться, когда президент скажет третий раз».

Володин подчеркнул, что в этом вопросе «необходимо услышать всех, кто представляет театры, творчество, кто является независимыми экспертами, занимается контрольно-надзорными полномочиями... А потом выйти на решение».

С ним полностью согласен первый зампред Госдумы Александр Жуков, возглавляющий рабочую группу по упрощению конкурсных процедур в рамках закона о госзакупках. Назвав законопроект «совершенно конкретным», он выразил удивление, почему до сих пор не имеется согласования Минфина — ведь абсолютно непонятно — что именно в предлагаемом к рассмотрению в нижней палате документе может вызывать принципиальное неприятие.

Резюмируя, Вячеслав Володин заявил, что законопроект, подготовленный Комитетом Госдумы по культуре, будет вынесен на первое чтение 9 апреля и решительно призвал Минфин «перестать тормозить».

По окончании заседания Елена Ямпольская высказала свое отношение к прошедшему мероприятию.  

— Считаю, что мы сегодня присутствовали при замечательном событии. Я сидела на совещании и гордилась тем, что у нас такой спикер, который абсолютно в курсе, о чем идет речь, видит суть вопроса. Да, так совпало, что выступало исключительно театральное сообщество, однако наши изменения в 44-ФЗ касаются абсолютно всей культурной сферы. И, скажем, музейщики ждут их не меньше, чем театральные деятели, а порой даже больше. У меня в папке лежит очень эмоциональное письмо Михаила Пиотровского, который просто умоляет от имени Союза музеев России поставить, наконец, законопроект на первое чтение. Культура существует не для идеальной бухгалтерской отчетности, у нее другие цели. Об этом забывают, к сожалению, наши коллеги из экономического блока правительства. Мы получили рабочие отзывы Минфина, Минэкономразвития, Минюста и на все их замечания уже подготовили профессиональные обоснованные ответы. Но когда нам пишут, что наши предложения — это «угроза национальной безопасности страны», вы меня простите, это демагогия. То есть, закупка импортных тканей — угроза, а порча музейных экспонатов — нет? «Это что же, — пишут нам, — консерватории и филармонии смогут закупать те музыкальные инструменты, которые им захочется?!» Да, коллеги, такое «несчастье» возможно. Мы вводим право запрещать субподряд при работе с объектами культурного наследия, музейными и архивными ценностями. Нам отвечают, что это «нарушение конкуренции». Да если из-за вашей конкуренции погибнет памятник, это уже ничем не исправишь! Потери в сфере культуры деньгами не компенсируются! Настаивать на внешней экспертизе — значит не доверять собственным деятелям культуры и руководителям наших культурных институций. У каждой организации есть учредитель, и это его обязанность — следить за качеством работы... Глубокая благодарность Вячеславу Викторовичу Володину за то, что сегодня он так точно расставил все точки над «i». Надеюсь, в ближайшее время законопроект будет рассмотрен и принят в первом чтении.