Курортный туман

Нильс ИОГАНСЕН, Республика Крым

12.03.2015

«Все в Крым, будем отдыхать только там!» — сегодня такого уже не услышишь. Первый сезон выявил массу инфраструктурных и транспортных проблем. А на одних лозунгах регион, куда Украина почти четверть века не вкладывала ни копейки, не поднимешь. Необходимо снять розовые очки и окинуть ситуацию трезвым хозяйским взглядом. Насколько готов Крым ко второму лету в новой российской истории, постарался на месте выяснить корреспондент «Культуры».


Назад, в 90-е

Самолет покатился по ВПП аэропорта Симферополь, сильно вздрагивая на каждой выбоине, коих тут хватает. Похоже, бетонную полосу и рулежные дорожки не ремонтировали со времен СССР. Никакого автобуса или «рукавов», от борта до аэровокзала пассажирам предлагается пройтись пешком, благо недалеко.

Есть вероятность, что к началу турсезона-2015 в строй введут еще один терминал — в бывшем военном аэропорту Бельбек, около Севастополя. Местные власти этот проект сильно не рекламируют, поскольку нет уверенности, что вторые воздушные ворота полуострова успеют открыться вовремя. Пока лучше ориентироваться на прилет в Симферополь. А здесь все как в добром советском кино про южное гостеприимство. На автовокзале цыгане клянчат денежку и высматривают, что плохо лежит. Багаж лучше не выпускать из рук. Полиции не видно. Оголодавшие таксисты бросаются на всех подряд, врываются в автобусы и маршрутки чуть ли не с криками «Дядя, дай миллион». По улицам катаются старые BMW — словно из фильма «Жмурки» с такими же колоритными персонажами внутри, из уличных репродукторов звучит «Ламбада». Стойкое ощущение дежавю — в Крыму все еще 90-е. Таково наследие «самостийной» Украины.

«В 2014 году полуостров принял четыре миллиона туристов, в 2015-м ждем 4,3 млн отдыхающих. Это в лучшем случае, ведь транспортные проблемы до сих пор не решены. Не все ясно с Бельбеком, а какова ситуация с увеличением пропускной способности паромной переправы мы сами не знаем, вам лучше обратиться в наше министерство транспорта», — говорит первый замминистра курортов и туризма Республики Крым Игорь Котляр.

Чиновники минтранса, несмотря на предварительные договоренности, не смогли встретиться с корреспондентом «Культуры». Все внезапно заболели. Не добавляют оптимизма и скупые ответы министра топлива и энергетики Сергея Егорова: «Говорить о вводе к лету 2015 года каких-либо инфраструктурных объектов не представляется возможным».

Бойцы невидимого туризма

Дорожные указатели на украинском языке и качество дорожного полотна добавили понимания, почему местные транспортники отказались общаться — похоже, за год не сделано ничего.

Мимо проплывают удивительные по красоте пейзажи и «замороженные» объекты. Часть АЗС не работает, многочисленные гостиницы, кафе и просто частные дома стоят недостроенными.

«Согласно законодательству, национализация в Крыму завершилась 1 марта 2015 года. Однако до конца года пройдет ряд судов — особенно по собственности украинских олигархических структур», — объясняет Игорь Котляр. С менее пафосными объектами другая проблема.

«Все, что возводилось после 2000 года, а в особенности после 2008-го, в 99% случаев имеет «кривые» документы. Многоэтажки и отели на землях ИЖС и сельхозназначения, дома по «левым» проектам, которые по СНИПам просто не могут существовать, непонятные права собственности на землю. В условиях, когда будущее неопределенно, бизнес «замораживает» стройки до лучших времен», — рассказывает директор агентства недвижимости «БизнесДом» Светлана Хрычикова.

Таким образом, новых объектов в Крыму туристы в 2015 году не увидят, более того, часть курортной инфраструктуры не будет работать. И это не единственный дефицит. 

«Человек, который хочет отдохнуть у нас на полуострове, сегодня сталкивается с информационным вакуумом. Он набирает в интернет-поисковике «путевки в Крым», и ему вываливается масса предложений, в основном «левых». Единого турпортала крымских туристических услуг, где присутствуют только проверенные участники рынка, нет. Мы уже не раз объясняли властям необходимость создания такого сайта, но пока безрезультатно. Крупные международные туроператоры не торопятся войти на наш рынок, денег на рекламу Крыма не тратят. Вот так и живем — варимся в собственном соку», — говорит генеральный директор севастопольской турфирмы «Курорт» Василий Дьяченко.

Бесспорно, прогресс есть. Местные туроператоры собирают «пакеты» — отдых плюс трансфер из аэропорта и обратно, а также пытаются добиться, чтобы отельеры и владельцы пансионатов не взвинчивали цены. Однако выхода на федеральный уровень у них нет, а на участие в московских выставках и на рекламу банально не хватает финансов.

Звезды зажигаются

4 марта в Ялте открылась выставка «Крым. Курорты. Туризм–2015», куда съехался весь бомонд местного бизнеса. Участников форума принимал отель «Ялта-Интурист» (к одноименному туроператору не имеет никакого отношения, название «родом из СССР»). Гостиница — 16-этажный монстр с «пищеблоком» на тысячи посадочных мест (построена в 1977 году) — вроде бы 4*. Стоимость стандартного номера при двухместном размещении с завтраком на «высокий сезон» означена в прайс-листе «от 7000 рублей». Правда, забронировать по этой цене уже нельзя, можно — от 11 000. Там же, в Ялте: городской отель «типа 3*», с завтраком — более 6000 рублей в сутки за «double». И если у «Интуриста» есть хотя бы свой пляж, то в данном случае он отсутствует. 

«6000 рублей и выше при двухместном размещении в гостиницах 3*–4* — на такие цены стоит рассчитывать туристам, никак не ниже. При этом готовьтесь к проблемам с чистотой пляжей и вообще с их наличием, а также с питанием», — объясняет Василий Дьяченко.

Для сравнения: в турецких отелях категории 5* (Кемер, Анталья) на «все включено» в «высокий сезон-2015» легко уложиться в 9–10 тысяч в сутки на двоих. И там будут реальные 5*, сертифицированные, без обмана. А что по поводу «звездности» гостиниц в Крыму?

«По сути, сегодня все вешают себе столько «звезд», сколько хочется. К международным стандартам это не имеет никакого отношения, равно как и «голубые флаги» на местных пляжах. Наша компания уже подала в правительство Республики Крым документы на аккредитацию в качестве классифицирующей организации. Надеемся, вскоре благодаря нашей работе отдыхающие смогут получить правдивую информацию об уровне сервиса в том или ином отеле», — рассказывает заместитель гендиректора научно-исследовательского центра «Строительная экспертиза» Наталия Олсон.

Комплексы действительно высокого класса на полуострове имеются. Например, «Аквамарин» (Севастополь) — 5*, вне всякого сомнения. Но только по уровню строения. Из плюсов — огромные номера, большая территория, неплохой набор услуг SPA (за отдельные и вполне нескромные деньги). Но пляж — городской, муниципальный, к тому же расположенный через дорогу («вторая линия»), в гостинице нет службы аренды авто, а аквапарк для постояльцев почему-то платный. В номерах, даже с видом на море, нет балконов. При этом двухместный «стандарт» обойдется в 13 000 рублей «на завтраках». С трехразовым питанием — уже в 17 000, причем никакого «все включено». А без полного пансиона здесь просто не обойтись, отель расположен в пригороде, напоминающем предместья Шарм-эль-Шейха с их перманентной стройкой. Только в отличие от Турции, Египта или Туниса, тут нет многочисленных ресторанчиков, кучкующихся около гостиниц. Совсем нет — в радиусе нескольких километров. И как жить?

«В этом сезоне мы ожидаем заполнение на уровне 90–100%. Не стоит сравнивать нас с Турцией. Наш клиент — те люди, которые хотят отдыхать именно в Крыму, они не поедут за границу», — считает директор курортного комплекса «Аквамарин» Диана Новоселова. С такими аргументами, конечно, не поспоришь.

Очень денег хочется

Реалисты оперируют иными цифрами. «В 2014 году 95% туристов, отдохнувших в здравницах Крыма, прибыли туда по субсидированным российским государством путевкам, по сути, бесплатным для граждан. И в гостиницы категории 4*–5* они точно не селились, аналогичная ситуация повторится и в 2015-м. А кто поедет за свои деньги в старые пансионаты по $50–60 с человека в сутки, без нормального питания и с низким уровнем сервиса — я вообще не понимаю. Про отели за $200–300 в сутки даже не говорю», — сокрушается гендиректор компании «Крыминвестконсалтинг» Ирина Балабанова.

«Согласно нашим прогнозам, заполняемость гостиничного фонда в турсезон-2015 по крымским мини-гостиницам составит до 20%», — говорит заместитель председателя «Ассоциации малых отелей Крыма» Геннадий Рывкин. Стоимость проживания в номере условной категории 2* — оклеенная старыми обоями комнатка с двумя кроватями плюс санузел, на завтрак чашка эрзац-кофе и каша, — оценивается отельером примерно в 5000 рублей в сутки за двоих. На вопрос: «А цены снижать не пробовали, глядишь, люди и потянутся?» — последовал, в общем-то, ожидаемый ответ: «Деньги очень нужны».

Владельцы сдаваемых в аренду квартир тоже резко захотели сверхприбылей. «Два года назад аренда однокомнатной квартиры обходилась примерно в 400 рублей в сутки в пересчете на российскую валюту, в 2013-м — уже 1500 рублей, в этом году хотят уже около 3–4 тысяч рублей. Снять на месяц двухкомнатную квартиру в 2014 году можно было за 25–30 тысяч рублей, хотя в 2013-м — всего за 7–8 тысяч рублей. А на сезон-2015 стоит ориентироваться на рост в 40–50% по сравнению с прошлым годом», — объясняет Светлана Хрычикова.

Таким образом, главное преимущество Крыма — низкие цены — тает на глазах. 

«Наши предприниматели просто не знают, что такое маркетинговые исследования, не представляют, на какие категории туристов им следует ориентироваться. И в текущем сезоне подобная безалаберность аукнется. Например, в прошлом году мини-отели на 90% были заполнены за счет беженцев с юго-востока Украины — тех, кто пообеспеченнее. Сейчас их нет, перебрались в «большую Россию», поэтому скромные гостиницы с их заоблачными ценами останутся без постояльцев. Не забывайте, турки сейчас проводят корректировку цен, снижают их. Так что насчет прогноза минтуризма в 4,3 миллиона, и даже 4 миллиона я очень сомневаюсь. А вот через годик наши бизнесмены одумаются, цены упадут, и люди сюда поедут», — говорит Ирина Балабанова.

Вспомнить все

Но ведь так хочется вспомнить прошлое — отправиться в Крым. В принципе, ситуация с доставкой отдыхающих потихоньку улучшается. Так, на выставку в Ялте приехали и крупные международные туроператоры, включая «Интурист» и Coral Travel. Однако есть ощущение, что они пока просто неспешно «столбят поляну».

«Наша компания — принимающая сторона «Интуриста» в Крыму. Мы предоставляем им «пакет» из гостиницы (пансионата) и трансфера в аэропорт Симферополя. В том числе предлагаем отель, где мы сейчас находимся. Правда, как он будет продаваться по 11 000 рублей в сутки, я не знаю, по 7 000 его еще брали… Московский туроператор практически ничего не «накручивает», для него самое главное — войти на этот рынок», — объясняет директор компании «Тур Этно» Андрей Пылов.

Помимо ялтинской многоэтажки, фирма сотрудничает и с многочисленными пансионатами. Типичное предложение — немного отреставрированный советский дом отдыха на «первой линии» с трехразовым питанием. Стоит это около 5000–6000 рублей в сутки при двухместном размещении, крымское вино входит в стоимость. И, конечно же, та самая «котлета общепитовская» с макаронами. Выбор таких санаторно-курортных учреждений у «Интуриста» благодаря «Тур Этно» уже довольно неплохой, а приехать сюда просто: пошел в офис оператора и приобрел путевку.

Вот только менеджеры федерального туроператора пока не слишком понимают, чем торгуют. Готовы помочь, но информации у них нет. Поэтому придется рассчитывать на собственные силы  — напрягать память, подключать друзей и родственников. Крым того стоит. «Наш полуостров входит в тройку лучших курортных мест Земли по климатотерапии. В прошлом году 117 человек после курса терапии тут встали с инвалидных колясок, а наши лечебные грязи (курорт Саки) вообще не имеют аналогов в мире. Работают квалифицированные курортологи — врачи, которые подскажут, с каким заболеванием куда именно нужно ехать, в СССР готовили таких уникальных специалистов, мы с ними активно сотрудничаем», — утверждает Василий Дьяченко.

Скандальте, жалуйтесь, качайте права!

Правда, реалии местной обслуживающей инфраструктуры таковы, что на курортах можно не только поправить здоровье, но и потерять его. А также испортить себе отдых. В особенности это касается питания. Краткий курс выживания для туриста от местного специалиста — очень ценная информация.

«Вот несколько советов, которых отдыхающим стоит придерживаться, — делится секретами управляющая сетью ресторанов «40-я миля» Оксана Шаповалова. — Никогда не покупайте вино на розлив, берите только фирменное, в бутылках. Не пользуйтесь точками общепита на Ай-Петри — там у них нет воды, она привозная и частенько протухшая. Не берите блюда, где стоимость указана за сто граммов, в особенности это касается рыбы. Не пейте сладкие крепленые крымские вина в больших количествах — с непривычки похмелье будет ужасным. В первые пару дней не употребляйте слишком много морепродуктов, в особенности мидий. Организм получит так называемый «белковый шок», станет плохо. Мидии у нас всегда свежие, прямо из моря, однако туристы регулярно приходят и жалуются. Приходится им объяснять, что просто переели. Если не знаете, куда пойти поесть, спросите таксистов, те посоветуют нормальное заведение, причем дадут вполне объективную информацию. Приносите свою еду. Например, купили на рынке мясо, замариновали, дали мангальщику 500 рублей — он вам все пожарил. То же самое с рыбой. И — скандальте, качайте права, зовите начальство. Не молчите, когда вас обсчитали, недолили, подали несвежее или некультурно обслужили. Если будете терпеть, то наша отрасль перестанет развиваться, качество обслуживания замрет на прежнем уровне».

Средний ценник на обед из трех блюд в более-менее приличном заведении и без спиртного — 1,5–2 тысячи рублей с человека. Паре отдыхающих еда в крымском общепите обойдется в 7–10 тысяч рублей в сутки. Если не шиковать и умеренно попивать вечерами местное недорогое винцо.

И будьте готовы вспомнить нравы советских официантов. «Наш полуостров называют «Последний оплот СССР» — такой тут у людей менталитет. Это далеко не всегда означает что-то плохое. Но кадровый голод в индустрии гостеприимства просто гигантский. Да и нет тут такого понятия — «индустрия гостеприимства». Есть просто туристический бизнес. А клиент всегда неправ. И нормальные деньги квалифицированным работникам наши предприниматели платить не хотят», — сокрушается генеральный директор рекрутинговой компании «Южный регион» Василий Науменко. Увы, пока все именно так. Проверено на личном опыте.

Итак, минусов на полуострове хватает. Зато в активе — уникальная природа, целебный воздух и процедуры, которые больше нигде в мире недоступны. Решили ехать? Учите местных бизнесменов рублем — не ведитесь на заведомо невыгодные предложения. В этом случае и отдых получится удачным, и качество сервиса неминуемо за сезон-другой подтянется вслед за спросом.

Если мы, реагируя унынием на трудности переходного периода, поспешим променять полуостров на заграницу, то в Крыму все останется по-прежнему. То есть так, как было до исторической весны-2014. А ведь это родная земля. Надо порядок наводить.