В джазе только Коктебель

Ксения ПОЗДНЯКОВА, Крым

05.08.2014

пен-эйра выступили Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП) и фирма «Мелодия».

«На первый взгляд казалось, что организовать такое грандиозное мероприятие в столь короткий срок невозможно, но благодаря слаженной работе наших коллег и партнеров нам удалось справиться с этой задачей. Мы очень довольны тем, как все прошло. В следующем году надеемся продолжить начатое», — рассказала «Культуре» исполнительный директор НФПП Наталья Гойденко.

В свою очередь генеральный директор фирмы «Мелодия» Андрей Кричевский отметил, что джаз всегда был особой темой для студии. «Пластинки «Мелодии» хранят память о фестивалях джазовой музыки, которые проходили в нашей стране с 1965 по 1990 годы — в Москве и Ленинграде, Тбилиси и Таллине, Донецке и Новосибирске. И сейчас мы все верим, что музыка — это особый универсальный язык, призванный объединять людей вне зависимости от их гражданства, национальности или политических воззрений.

Именно поэтому мы с большим удовольствием откликнулись на идею Национального фонда поддержки правообладателей о проведении джазового фестиваля в Крыму».

Эстрада, сооруженная на морском берегу, рядом с легендарным холмом Юнге, собрала весь цвет отечественного джаза. Публику, толпившуюся на набережной (в качестве бонуса к концертам прилагалась еще и выставка ретро-автомобилей) и рассевшуюся по склонам холма, порадовали знаменитый джазовый пианист Даниил Крамер, поистине легендарный пианист и композитор Анатолий Кролл, ансамбль солистов фонда Олега Лундстрема, певица Анна Бутурлина, квартет Антона Румянцева, «Billy’s Band», фортепианное шоу «Bel Suonо», квартет «Живые люди». Фирма «Мелодия» в честь своего 50-летия представила специального гостя — народную артистку России Хиблу Герзмаву. Вместе с Даниилом Крамером певица, по праву носящая титул «золотое сопрано России» исполнила фрагмент программы «Опера. Джаз. Блюз».

По словам Андрея Кричевского, «уже сейчас с уверенностью можно сказать, что в будущем этот фестиваль станет значимой музыкальной площадкой, на которой весь мир сможет увидеть лучшие достижения российского джаза, и самое главное — местом, где гости из любых стран смогут говорить на одном языке — языке музыки».

Незадолго до завершения фестиваля корреспонденту «Культуры» удалось побеседовать с известной джазовой певицей Анной БУТУРЛИНОЙ.

культура: Как подбирали программу для фестиваля? Что стало определяющим в выборе репертуара?
Бутурлина: Поскольку фестиваль называется «Наш Джаз» и представлен именно российскими музыкантами, я решила исполнить фрагмент новой программы, которая носит название «Джазовый акцент: песни советских кинофильмов» и включает известнейшие русские песни XX века в моих собственных джазовых обработках. По-моему, принимали замечательно.

культура: Море, горы, свежий бриз — подходящая среда для джаза? Или все-таки предпочитаете выступления на классических концертных и клубных площадках?
Бутурлина: Опен-эйр фестивали — для меня большое удовольствие. Здесь куда более демократичная, расслабляющая атмосфера, чем даже в джазовом клубе. Люди приходят буквально в купальниках, танцуют, веселятся.

культура: Вас не беспокоит, что публика в какой-то мере воспринимает музыку всего лишь как фон?
Бутурлина: Напротив. Свободная и раскованная атмосфера только добавляет очарования. Мне кажется, такой формат мероприятия хорош тем, что позволяет слушателям пообщаться, что-то обсудить, подпеть музыкантам. Далеко не всем нравится посещать филармонические концерты, где нужно быть в строгой одежде, сидеть на стульчике, сложив ручки на коленях. Я очень радуюсь, когда вижу непосредственную реакцию публики. Потому что моя задача — проникнуть в их сердца, передать свою любовь к этой музыке, свои эмоции. И если до них это доходит, и они так реагируют, значит, мы друг друга понимаем, контакт между мною и слушателем есть.

культура: Как джаз вошел в Вашу жизнь? Вы же, если не ошибаюсь, изначально поступали на дирижерско-хоровое отделение?
Бутурлина: Да, я окончила Гнесинское училище как дирижер-хоровик, но в процессе обучения столкнулась с джазом и поняла, что это музыка, которой стоит посвятить жизнь.

культура: Чтобы исполнять джаз, по-Вашему, необходимо классическое музыкальное образование?
Бутурлина: Оно очень помогает, расширяет границы возможностей. Как я поняла, джаз — это уже следующая ступень. Более того, мне кажется, джазу нельзя научить. Я осваивала эту музыку сама, поэтому классическая база стала для меня неким фундаментом. Думаю, иначе я была бы не так уверена в своих силах.

культура: В чем заключаются особенности российского джаза?
Бутурлина: Если вспомнить о джазе в традиционном понимании, то ни в чем. Джаз — музыка без границ. Но если говорить об экспериментах наших исполнителей, о соединении русского фольклора и отечественной музыкальной культуры с джазовыми основами, это, конечно, создает возможность для совершенно новых красок. Это очень интересно, я сама взялась за подобные эксперименты и не жалею.

культура: Чувствовалось ли на фестивале, что в Коктебель привезли именно наш джаз?
Бутурлина: Я бы сказала — да. В любом случае, очень горжусь тем, что я здесь, что меня пригласили, и я представляю наш российский джаз вместе с поистине замечательными музыкантами.