Головокружение от туризма

Александр АНДРЮХИН, Крым Платон БЕСЕДИН

15.06.2018

Крым встречает летний сезон во всеоружии: в Симферополе возведен новый аэропорт, по мосту через Керченский пролив открыто автомобильное движение, ремонтируются дороги, строятся отели. Однако после улучшения отношений между Москвой и Анкарой полуострову приходится конкурировать с Турцией, которая, по свежим данным Ассоциации туроператоров России, стала самым популярным у россиян направлением пляжного отдыха. Может похвастаться притоком отдыхающих и Краснодарский край. Почему полуостров теряет туристов и как власти рассчитывают исправить ситуацию? Об этом — в репортаже «Культуры».

Громадный аэропорт Симферополя восхищает: чистота, масштаб, тонкость линий, соразмерность форм — настоящее произведение искусства. Но толп отдыхающих нет, таксисты лениво следят за немногочисленными туристами. В мае по новому мосту в Крым ежедневно проезжало около десяти тысяч автомобилей (8–9 тысяч — в будни, 20 — в выходные), но потока машин, если отвлечься от цифр, не заметно: обычное движение, без пробок.  

Губит жадность

Жалуются и местные туроператоры, и многочисленные посредники, чей хлеб — сдача жилья. 2016-й вспоминают здесь как лучшие дни, а вот 2017-й хотели бы поскорее забыть.

— Многое теряем, — рассказала риелтор Наталья Фомина. — Чиновники уверяют, что количество туристов растет. Мы этого не заметили. Раньше к нам ехали, потому что отдохнуть в Крыму было дешевле, чем где бы то ни было. Продукты стоили втрое дешевле, чем в Москве. А цены на жилье — смешнее некуда. Снять четырехкомнатную квартиру со всеми удобствами на неограниченное количество постояльцев стоило 1200 рублей в сутки, летний домик — 600 рублей, комнату — от 200 рублей.

По словам представителя одного из туроператоров, Ирины Савицкой, интерес к пляжному отдыху в Крыму начал падать в прошлом году, хотя в позапрошлом — действительно был ажиотаж.

— Охлаждение к пляжному отдыху на полуострове вполне предсказуемо: на побережьях Крыма еще не так уютно, как в той же Турции. В те места, где есть гостиницы европейского уровня (в Судаке или в санаториях у горы Ай-Петри), путевки уже раскуплены. А, скажем, в Алушту отправиться желающих мало. Сегодня люди стремятся к более комфортному отдыху.

На обновленном пляже «Учкуевка» на северной стороне Севастополя красиво: песок, чистое море. Рядом детские аттракционы. Но бесплатно расположиться под тентом вам не дадут, за пластиковый лежак придется заплатить 100 рублей. Природа вокруг восхитительная, а со вкусом у местных владельцев кафе — беда: обшарпанные столы, духота, находиться внутри не слишком приятно. Тут же — ветхие покосившиеся ларьки. По пути на пляж — скелеты недостроенных гостиниц. Приезжающие селятся в основном в частном секторе.  

По сведениям туроператоров, только 48 процентов туристов отправляются отдыхать по путевкам. Остальные едут в Крым «дикарями».

Министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко полагает, что успех сезона 2016 года многим вскружил голову. По его мнению, главная причина снижения потока — завышенные цены на авиабилеты.

— Существует еще несколько факторов, — рассказал «Культуре» чиновник, — в 2016 году многие отельеры беспардонно подняли стоимость проживания. Также негативно влияет и то, что на полуострове не развита инфраструктура. Ведь Крым только строится: это касается и дорог, и гостиниц, и торговых центров. Ведется реконструкция существующих пансионатов и санаториев.  

Верность Крыму сохранили только старожилы и те, кто едет сюда поправить здоровье. Ведь, кроме пляжей, полуостров предлагает и активный отдых — экстремальное лазанье по горам и каньонам, пешеходные прогулки по лесам, посещение пещерных городов и наскальных храмов. Древняя история располагает к организации экскурсионных туров. И здесь, по словам знакомого гида, ощущается приток туристов. Юлия водит экскурсии по дворцам Южного берега Крыма. «С начала июня у меня не было ни дня выходного, то же самое и у коллег. Наплыв желающих попасть на пешеходные экскурсии — к водопадам, пещерам».

— Если попытаться дать портрет нынешнего крымского гостя — то это не избалованный ленивый пляжник, а образованный, любознательный и повидавший многие страны турист, — дополнил министр.

Пряник без кнута

Кажется, что все разговоры о дороговизне билетов — от лукавого. Сотни сайтов предлагают отправиться в Крым «за пять тысяч рублей». На самом деле, если кликнуть на рекламу и перейти на сайт перевозчика, прежняя цена исчезает, появляется новая — 7–9 тысяч рублей. Идем дальше. Билетов на июнь уже нет, остаются перелеты по 11 тысяч. В кассах нескольких авиакомпаний, куда обратилась «Культура», ситуация похожая: формально стоимость перелета действительно начинается от 4000, но билетов опять же нет. За те же 10–12 тысяч можно добраться до Симферополя. В августе, как обещают, будет дороже — около 15 тысяч. Но радует, что длинных очередей нет: многие из тех, кто хотел отправиться в отпуск, позаботились об этом заранее. Зимой билет «туда-обратно» можно было купить за 8 тысяч рублей.

Местная власть старается учиться на ошибках. В этом году она включилась в борьбу за снижение цен. Крым уже предложил увеличение количества авиабилетов по «плоскому тарифу» (цена не будет меняться вне зависимости от даты полета), рост частоты рейсов по направлениям, меры прямой финансовой поддержки туроператоров, продающих пакетные туры.

Кроме того, в поле зрения министерства курортов и туризма попали санатории, пансионаты и отели от двух до пяти звезд, которые подготовили акции по снижению цен на путевки и проживание.

Акции стартовали в начале мая, с открытия курортного сезона на полуострове. В результате весной Крым оказался на первом месте по минимальным ценам на пакетные туры для пляжного отдыха. Самые дешевые путевки предлагали курорты Евпатории, в лидеры попали Ялта, Судак и Саки.

— В этом году путевка на 11 дней, куда входит все, кроме перелета (питание, гостиница, экскурсии), у нас стоит 29 150 рублей, — рассказала менеджер местной туристической компании Алена Ковалева. — Цена, как видите, вполне приемлемая. В прошлом году путевка стоила почти столько же. У нас туризм познавательного направления, и желающих всегда много. Большой разницы между числом отдыхающих в этом и в прошлых годах мы не видим. Наверное, потому, что у нас умеренная ценовая политика.

Однако на полуострове очень много «дикарей», которые добираются до горных маршрутов на общественном транспорте. В Крыму автомобиль часто не роскошь, а единственная возможность добраться до места назначения. Например, до села Соколиное, которое находится недалеко от Большого крымского каньона, ходит один автобус от Бахчисарая, совершающий за день всего четыре рейса, хотя в расписании, оставшемся от Украины, до сих пор указано 13 рейсов. С общественным транспортом в Крыму проблем много, как, впрочем, и с дорогами, хотя основные трассы уже отремонтированы.

— Это неизбежные трудности, — комментирует министр туризма. — Крым только начал строиться. Идет реконструкция существующих отелей. Правда, не так быстро, как хотелось бы. К концу этого года должны запустить первую очередь федеральной трассы «Таврида». Сейчас наше министерство совместно с другими ведомствами проводит оптимизацию маршрутов движения пассажирского транспорта от моста в глубь полуострова. Уже разработаны схемы объездов возможных заторов. Планируется издание справочной информации и карт автомобильных дорог с рекомендуемыми маршрутами движения.

— Стоит заметить, что Крым — единственный субъект Российской Федерации, на территории которого при поддержке федерального бюджета ведется работа по одновременному созданию пяти туристско-рекреационных кластеров, — рассказал Волченко. — Кроме этого, рассмотрено 18 инвестиционных проектов по созданию кемпингов.

— Мы курортный регион, — подчеркнул министр. — Здесь отдыхающих ждут и к сезону готовятся. Туристическая отрасль в Крыму — одна из основных источников доходов. Благодаря ей полуостров развивается. Наша главная задача сейчас — сделать так, чтобы люди посещали Крым круглый год. Тогда и нагрузка на инфраструктуру будет распределяться более равномерно.

Отметим, что полуостров пытается заполучить как можно больше культурных и развлекательных мероприятий, и нынешнее лето должно стать в этом отношении рекордным: только в июле в Крыму откроется полтора десятка значимых фестивалей.

На полуострове сейчас прорабатывается и совершенно новое направление, рассчитанное на привлечение туристов вне сезона.

— Точнее сказать, внесезонья у нас нет, — рассказал «Культуре» глава Крымского филиала Национальной курортной ассоциации Сергей Стрельбицкий. — В Крыму два сезона. Один летний, пляжный, для купания и отдыха; второй, с сентября по май, — для здоровья. Курортный отдых не должен ограничиваться 14-дневным сроком, если дело касается здоровья. Поэтому на полуострове сейчас создаются филиалы известных российских центров восстановительного лечения.

Партнеры из Общества врачей России, по словам Стрельбицкого, были впечатлены возможностями крымских здравниц. В настоящее время многие гостиницы в республике реконструируются в оздоровительные и реабилитационные центры. На сегодня уже 20 санаторно-курортных учреждений Крыма прошли полную модернизацию для эффективного оздоровления туристов.

— Мы стремимся к тому, чтобы сделать Крым главной здравницей страны, — пояснил Стрельбицкий. — Тогда поток отдыхающих и пациентов станет круглогодичным.

Что касается инфраструктуры, то процесс по улучшению сервиса на полуострове идет постоянно, и в обозримом будущем она будет доведена до нужных стандартов.

За высокими заборами

Впрочем, известный в Крыму общественный деятель Александр Талипов полагает, что усилия, которые предпринимают власти, недостаточны для того, чтобы сделать полуостров туристически привлекательным.

— Несмотря на ввод в эксплуатацию Крымского моста и нового аэропорта, транспортная инфраструктура осталась прежней, — рассказал «Культуре» Талипов. — Трасса «Таврида» будет полностью готова только в 2020 году, и сейчас вся нагрузка ложится на дорогу Керчь — Симферополь — Севастополь, она построена еще в 1975 году и учитывала реалии того времени. Сейчас же транспортный поток значительно возрос, то есть — пробки. Например, вчера дорога длиной 10 км от Приморского до Феодосии заняла у меня более двух часов. Такая же ситуация с аэропортом: транспортные развязки и подъездные пути к нему не достроены, поэтому возникают серьезные заторы.

— Также туристы должны быть готовы к высоким ценам на продукты, топливо, различные услуги, при этом сервис может не соответствовать ожиданиям, — продолжает эксперт. — Даже курорты Краснодарского края выглядят презентабельнее. Безусловно, порядок в Крыму необходимо наводить, начинать надо с обычной чистоты на пляжах и в самих городах. Наконец начать бороться с варварской застройкой парковых зон. Крым — это удивительная природа, красивейшие места, все это надо сохранить и правильно преподносить. Огромное количество жалоб поступает на закрытые пляжи, парки, исторические места. Это странно и некрасиво. Прикрываясь мнимыми антитеррористическими мероприятиями, санатории, пансионаты отрезают целые поселки от доступа к морю и паркам. Мы прекрасно понимаем, что ни один забор еще не остановил ни одного террориста, все это лишь отговорки, чтобы не пустить на свою территорию посторонних лиц. Такие закрытые «зоны» вызывают, мягко говоря, недоумение у туристов. А надо всего лишь соблюдать законодательство России, в котором уже все это прописано, даже ответственность за забор на пляже. Было бы только желание навести порядок.

С Турцией не конкурируем

На центральном рынке Судака беседуем с продавцом Алексеем. Он застал и советский Крым, и украинский и теперь формулирует то, что можно считать местным vox populi, — под его словами, судя по разговорам в очередях и на пляжах, в кафе и такси, подписались бы многие жители полуострова:

— Странно, что понятия «Крым» и «туризм» слились. Мы никогда особенно не конкурировали ни с Сочи, ни с Абхазией, а уж с Турцией — и подавно. С обслуживанием все не очень хорошо, но мы и не рвемся никого обслуживать, мы живем. Хотите — приезжайте, не хотите — вон в Анталии вам накроют. Почему бы не восстановить сельское хозяйство, например? Можно поднять судостроение, разве нет? Да и пищевая промышленность была. Зачем упираться только в туризм, подсчитывая количество приезжающих? Люди у нас трудолюбивые, они готовы работать, было бы где. Украина Крым забросила, тут царила анархия и разруха. Что могли продать, сбагрили, но нужно построить новые производства или запустить старые. Молодежь уезжает на континент, устраивается и инженерами, и простыми рабочими, но ведь промышленность на материке есть, новые заводы открываются, руки требуются. А Крым — мол, только туризм. Почему? Да взять тот же Краснодарский край — и там нехватка кадров в сельском хозяйстве.  

Многие жители полуострова, с которыми удалось побеседовать, согласны с тем, что надеяться только на массовый туризм — идея не самая лучшая. Крым, возможно, так и останется одним из центров самостоятельных путешествий для подготовленных туристов, которые между комфортом и природой выбирают последнее, готовы приехать и осенью, и весной. Но вряд ли за счет них может существовать экономика региона.

Но пока эта точка зрения остается частной. Крым строится с расчетом на то, что количество приезжающих будет расти. Нынешний сезон покажет, насколько оправдаются эти надежды.


Дорогами Тавриды

Еще в прошлом году в Крыму проведена огромная работа по благоустройству территорий. В купальный сезон функционировало 387 пляжей, оформивших все необходимые документы, — это на 20 больше, чем в 2016 году.

Сейчас завершаются работы на Симферопольской четырехполосной объездной дороге протяженностью 9,1 километра, которая замкнет транспортное кольцо вокруг столицы Крыма.

В прошлом году отремонтировали участки Восточного обхода Симферополя, улицы Севастопольской, Николаевской трассы, а также дороги в Ленинском и Сакском районах полуострова.

В мае прошлого года стартовало строительство трассы «Таврида» протяженностью 237,5 километра с расчетной скоростью движения до 120 км/ч. Она соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. К декабрю 2018 года на участке от Керчи до Симферополя по правой проезжей части запустят две полосы движения. Завершить все работы планируется в 2020 году.

Кроме того, из столицы в Крым организованы автобусные маршруты Москва — Ялта и Москва — Евпатория. Их путь проложен через Тулу и Воронеж. Время в пути — более суток. Стоимость проезда до Керчи, Феодосии, Симферополя — 3500 рублей, до Алушты, Сак, Евпатории и Ялты — 4000. Но есть рейсы в Крым и из других городов, там цены начинаются от 2500 рублей.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS