«Сражаться за человеческие руки»

Марина ИВАНОВА

05.12.2014

В селе Федоскино работает Московский областной музей народных художественных промыслов, открывший двери для посетителей несколько месяцев назад. О музее и не только, «Культура» побеседовала с директором Сергеем Сидоровым.

культура: Ваш музей, обладающий самым полным собранием федоскинской лаковой миниатюры, собирался пропагандировать народные художественные промыслы Подмосковья. Планы не изменились?
Сидоров: Нет, конечно. У нас постоянно проходят занятия для тех, кто хочет попробовать себя в творчестве. Причем в разнообразном, не обязательно привязанном к народным художественным промыслам. Но попутно мы обязательно рассказываем и о них. Проводим мастер-классы, на которых художники демонстрируют свое умение и приобщают людей к традиционному искусству. К примеру, приезжали коллеги из Жостово, показывали, как расписывать подносы. Были и мастер-классы по федоскинской миниатюре и по изготовлению тряпичных кукол. Для нас важно, чтобы музей являлся не просто просветительским центром, но и местом, где люди пробовали бы сделать что-то своими руками, а не сидели все время у компьютеров. Сегодня мальчишки гвоздь не могут забить. Хочется сражаться за человеческие руки — ведь благодаря им появляются шедевры. Если мы умеем молотить по клавиатуре, почему бы не научиться чему-нибудь еще. Хотя перекосы всегда были. Например, когда начали выпускать швейные машинки «Зингер», все стали строчить на них. Тем не менее искусство вышивки сохранилось. Так что разумные пропорции человек все-таки соблюдает. Ведь в любом случае умение лучше, чем неумение.

культура: Кто основной посетитель музея — федоскинцы или туристы?
Сидоров: Поначалу шли федоскинцы, потом из других мест стали приезжать. Вообще, сегодня виден всплеск интереса к народным промыслам, да и ко всему национальному. Это неизбежно — когда сильно уходишь в сторону, все равно вернешься обратно.

А что до федоскинцев, то в третью среду каждого месяца для них бесплатное посещение. Мы сразу решили: раз появился такой объект культуры, он должен быть доступным для односельчан — ведь каждый из них что-то вложил в федоскинский промысел. Один художник, другой сам не рисует, но наследник знаменитой династии. К тому же в музее не только шкатулки представлены, но и фотографии. А на них родня наших жителей. Мы с некоторыми пожилыми посетителями ходили по залам, те узнавали людей на снимках. Здесь у федоскинцев появляется ощущение гордости за место, где они живут. Музей помогает им не чувствовать себя Иванами, не помнящими родства. Они понимают, что промысел жив.

культура: Жизнь федоскинцев сегодня связана с промыслом?
Сидоров: Скажем так — не очень. Раньше федоскинская фабрика миниатюрной живописи была градообразующим предприятием. Там работали почти пятьсот человек, выпускалось 55 000 изделий в год. Теперь на фабрике около ста человек, объем продукции — примерно 2500 изделий. Конечно, это издержки времени — нет того спроса, разветвленной системы сбыта. Хотя уровень мастерства вырос — даже по сравнению с советским временем. Сегодня и технология позволяет сохранить тончайшие цветовые нюансы. Другое дело, что некоторые предметы, с эстетической точки зрения, могут вызывать вопросы, но это диктат рынка. 

Чтобы выживать и конкурировать, фабрика должна сочинять, варьировать. Кстати, купец Петр Иванович Коробов, основатель федоскинской мастерской по изготовлению лаковых изделий, тоже не из благостных намерений затевал предприятие. Да и такие промыслы, как Гжель и Дулево, работали на конъюнктуру рынка. Вишняковы в Жостово и вовсе начинали с папье-маше. Только увидев, что расписные подносы из Нижнего Тагила пользуются большей популярностью, переключились на них. Если бы не рынок, никогда бы ими не занялись. Поначалу все они создавали что-то «европейское», а потом уже появились русские сюжеты. Опять же мода диктовала. Лишь в советское время их отнесли к предприятиям народных художественных промыслов. Правительство стало предпринимать усилия, чтобы поддерживать, популяризировать, расширять.

культура: Что правильнее: рыночный подход или господдержка?
Сидоров: Наверное, сочетание того и другого. С одной стороны, воспитывать нахлебников — нехорошо. Конкуренция заставляет мозг работать, что-то придумывать. Но и без поддержки государства художественные промыслы могут скатиться исключительно в потребительскую историю.