Божьи промыслы

Марина ИВАНОВА

04.04.2014

О сегодняшних проблемах отрасли «Культуре» рассказал председатель правления ассоциации Геннадий ДРОЖЖИН.

культура: Ваша конференция посвящена народным промыслам. Как можете охарактеризовать их состояние?
Дрожжин: Как стабильное. Но стабильность заключается в том, что вот уже четверть века они потихоньку угасают. Падает объем производства, сокращается количество организаций, численность мастеров. В некоторых промыслах раньше работали 200–300 человек, а сейчас — 15... Проще говоря, ситуация сегодня катастрофическая. В тяжелейшем состоянии богородская резьба — а это старейший промысел. В таком же положении елецкое кружево, федоскинская миниатюра. Половина предприятий — низкорентабельные или вовсе убыточные. На трети фабрик средняя зарплата — до десяти тысяч рублей. Самое страшное — не приходит молодежь. Отрасль стареет — в прямом смысле. Сейчас в ней в основном работают люди старше 50 лет. Скоро от всемирно известных промыслов останутся лишь бренды, но и они со временем забудутся. Если не принимать кардинальные меры, нас ждет плачевное будущее. 

культура: Что Вы имеете в виду под кардинальными мерами?
Дрожжин: Есть федеральный закон о народных промыслах, где говорится, что данная отрасль — национальное достояние, и государство должно оказывать помощь. О господдержке говорили и В.В. Путин, и В.И. Матвиенко, и С.Е. Нарышкин. Губернаторы также отмечают тяжелейшее состояние отрасли. Но пока нам не удается добиться решения реальных вопросов. Например, о налогах и субсидиях. Раньше наши предприятия платили страховые взносы от фонда оплаты труда по льготной ставке — у нас ведь ручная работа порой составляет до 70 процентов. Теперь платят, как все, — 27 процентов. А с 2015 года придется отдавать 34. Такое нам не потянуть. Бьемся, чтобы промыслы включили в льготную категорию — как Сколково, например. Пока не получается.

Насчет субсидий — они есть, но это примерно половина того, что нужно. Я уже не говорю о техническом переоснащении. Конечно, руки и талант мастера ничем не заменишь, но подготовительное производство нужно современное, а у нас — допотопное. Возьмите наши печи — по энергоемкости они намного более затратны, чем зарубежные аналоги. Россия вступила в ВТО, а это значит, что снижаются таможенные пошлины на товары, аналогичные промысловым. В страну хлынет сувенирная продукция, изготовленная на автоматическом энергосберегающем оборудовании, без применения ручного труда. С ними наши изделия по цене конкурировать не смогут. Под угрозой существование многих промыслов. Мы неоднократно просили увеличить субсидии на техническое переоснащение. Пока безрезультатно.

По итогам конференции напишем обращение к президенту, к председателю правительства, в Совет Федерации, в Госдуму. Надеемся, нас услышат. Менять что-то надо сейчас, этот год переломный.

культура: Почему переломный?
Дрожжин: Просто существует запас прочности, и он давно исчерпан. Люди работают на чистом энтузиазме. То, что они сейчас делают, — трудовой подвиг. В сегодняшних условиях получить прибыль от промыслов невозможно. Но их надо сохранить как национальное достояние, часть культуры. К тому же для их поддержания нужны копеечные суммы — это ведь не ракетно-космическая промышленность. Почти три года назад в Министерстве промышленности и торговли разработали концепцию по сохранению промыслов. Пока ничего не сделано. Сейчас тоже создается стратегия по спасению отрасли. Это, конечно, замечательно, но нужны условия, чтобы люди до этой стратегии дожили. А то получится, как у Некрасова: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе».

культура: Слышала, в Вене закрывается представительство народных художественных промыслов, открытое «Хохломской росписью».
Дрожжин: Это больной вопрос. Представительству нужна была господдержка, но ее не дождались. Это при том, что президент говорил о необходимости повышать имидж России за рубежом. Любое государство, будь у него только Гжель или Жостово, гордилось бы. А мы имеем такое многообразие и относимся к нему пренебрежительно. С потерей промыслов лишимся огромного пласта национальной культуры. Россия — одна из немногих стран, где они сохранились в таком объеме. Мне нравится легенда, которая гласит: когда Бог создавал мир, он нес корзинку с промыслами. Но переходя через Уральские горы, Господь споткнулся, и промыслы рассыпались. С тех пор они и находятся в России. За свою историю пережили и войны, и революции, и Бог знает что. Дошли до наших, казалось бы, благополучных дней. А переживут ли их — неизвестно...

культура: Ваш прогноз — что ждет промыслы, если по-прежнему не будет господдержки?
Дрожжин: Понимаете, промыслы не могут просто так взять и умереть — они не сегодня появились. Другое дело, что ими станут заниматься пять человек... А насчет господдержки — нельзя сказать, что ее нет. Министерство промышленности и торговли выделяет 300 миллионов рублей в год. С Министерством культуры делаем несколько больших проектов. Наша выставка-ярмарка «Ладья» включена в перечень основных мероприятий Года культуры. Сотрудничаем и с правительством Москвы — совместно провели на Олимпиаде в Сочи выставку. Помогает Минэкономразвития — за последние несколько лет оно выделило около 150 миллионов рублей. Поддерживает также Евразийская экономическая комиссия. С нами работают около десяти министерств и ведомств. Но мы просим о создании при правительстве РФ Совета по народным художественным промыслам — потому что сейчас получается, как в пословице: у семи нянек дитя без глазу... По закону нами должны заниматься и местные органы власти. Но здесь многое зависит от глав регионов. Есть губернаторы, активно поддерживающие, — Валерий Шанцев в Нижегородской области, Никита Белых — в Кировской, Олег Кувшинников — в Вологодской, Сергей Митин — в Новгородской, президент Башкортостана Рустэм Хамитов. А у многих губернаторов до народных промыслов просто руки не доходят. Мы их пытаемся перетянуть, обратить в свою веру. Потому что спасение промыслов — важнейшая задача. У нас много говорят о сохранении идентичности народа, а промыслы — одна из ее составляющих.