Украсим «Инеем»

Августин СЕВЕРИН

20.12.2018

Маленькая, всего в двести с лишним жителей, деревня Данилово Павлово-Посадского района Московской области становится накануне Нового года настоящим местом притяжения для многих любителей главного зимнего праздника. Сюда, на фабрику елочных игрушек «Иней» и в фабричный музей, съезжаются гости из столицы, близлежащих Подольска, Домодедова, Воскресенска, а также из более удаленных Владимира, Тулы — по 15 экскурсий в день.

В прошлом декабре «Иней» отметил 80-летие — предприятие запустили в 1937-м, спустя два года после официального разрешения праздновать Новый год.

— Фабрика создавалась на основе ремесленной артели и первоначально называлась «Спортигрушка», — рассказывает гендиректор «Инея» Людмила Невструева. — Главное и поначалу единственное здание располагалось в Москве, рядом со станцией метро «Семеновская», а здесь, в деревне Данилово, открыли небольшой филиал: в нем числились умельцы, которые на дому занимались разрисовкой игрушек. Со временем мы разрослись: к началу 2000-х основное здание было четырехэтажным, появился филиал на «Бауманской», на Спартаковской площади, и потом еще один — неподалеку отсюда, в деревне Чисто-Перхурово. Сейчас осталась только даниловская фабрика.

Фабричный музей, будто сказочный лес, где среди ярко украшенных елей встречают вас Дед Мороз и Снегурочка. Здесь собраны игрушки, выпущенные еще в 30-х, после Великой Отечественной, в период хрущевской оттепели... Самые старые экспонаты — звезды и прочие фигурки из картона, поделки, набитые ватой.

— По экспонатам можно проследить историю страны, — уверяет директор. — Видно, чем жило государство, какие фильмы, как сейчас говорят, становились культовыми.

Так, среди первых игрушек — фигурки акробатов и клоунов, ведь за год до открытия предприятия на советский экран вышел знаменитый «Цирк» с Любовью Орловой. «Фабрика «Спортигрушка» выпускает к елке разнообразный ассортимент разрисованных шаров, — писал в 1938-м журнал «Игрушка». — Чего только нет на этих хрупких изящных шариках! Былинный эпос, сюжеты из народных сказок, персонажи из поэм Пушкина, произведений Маршака, Чуковского. Особо следует отметить оперативность руководителей фабрики: дети получат к елке шары с изображением красноармейцев, одержавших победу на озере Хасан, самолета «Родина» и его славного экипажа».

На фабрике также выпускали самосветящиеся игрушки. Особенно эффектны большие ярко-красные шары (150 мм в диаметре) с мерцающей надписью: «СССР».

Рядом — одно из свежих поступлений: изготовленный более полувека назад полуметровый пластмассовый дед-мороз с роскошным ватным воротником.

— Нам позвонила москвичка и сказала, что нашла на помойке нашего деда-мороза, сделанного еще в середине 60-х, — вспоминает гендиректор. — На подставке даже сохранилась фирменная наклейка фабрики, располагавшейся на Спартаковской площади. Мы такого уже и не помним: когда их выпускали, никто из моих коллег еще не работал. Я съездила в Москву, забрала игрушку: экспонат отреставрировали, и теперь он украшает коллекцию.

На соседней елочке — винтажная звезда, сделанная из трубочек и бусин: такими колючих красавиц принялись украшать в конце 30-х, когда на кремлевских башнях засияли рубиновые звезды. Другие интересные навершия, сделанные по схожей технологии, — парашюты (напоминание о деятельности Осоавиахима) и маленький стеклянный дирижабль — в честь одного из советских рекордов.

Следующая, ставшая очень популярной, игрушка появилась в 1957 году, когда вышла музыкальная комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» — это часы со стрелками, застывшими за пять минут до Нового года. 4 октября 1957-го советская страна выводит на орбиту первый искусственный спутник — и на елки начинают вешать его уменьшенные копии. А в 1961-м, после полета Гагарина, огромное распространение получают фигурки космонавтов и крошечные ракеты. Кроме того, предприятие приступает к выпуску стилизованных конусообразных елочных верхушек. Есть в экспозиции и экспонаты, напоминающие об аскетичном быте послевоенных поколений, — крохотные игрушки на маленьких, высотой не более 30 сантиметров, елках. «Это для коммуналок», — поясняет Людмила Невструева.

На елке, представляющей 60-е, среди множества разноцветных стеклянных плодов выделяется любимица Хрущева — «царица полей» кукуруза. «А вот начиная с 70-х приметы времени встречаются все реже, — продолжает гендиректор. — Зато игрушки становятся намного интереснее: мы тогда начали применять более разнообразные, яркие и сочные краски, новые технологии. Вот, например, шар, на котором рисунок выскоблен лезвием. Другая особенность тех лет — крупные игрушки, сейчас мы таких не делаем. Легкие, кстати, должны быть ого-го, чтобы раздуть игрушку до 20–25 сантиметров».

После музея отправляемся на фабрику, расположенную в соседнем здании, а именно в стеклодувный цех. Здесь царит полумрак, ведь мастер должен по цвету раскаленного стекла определять степень его пластичности и готовность к выдувке, а при сильном освещении это сделать трудно. Газовые горелки, которыми оборудовано каждое рабочее место, и мощные вытяжки над ними создают такой шум, что нужно почти кричать, чтобы быть услышанным. Сейчас разгар рабочего дня, поэтому вокруг уже десятки готовых к дальнейшей обработке прозрачных шариков на длинных ножках (усиках) и по несколько стеклянных трубок. Это стеклодроты, сырье для производства, — каждого хватает на 18 игрушек. За годы существования предприятия технология не поменялась. Сначала с помощью горелок стеклодрот разделяется на заготовки («пульки») — похожие на головастиков небольшие толстостенные шарики с усиками. Затем мастер раскаляет шарик докрасна (температура пламени достигает 1200 градусов) и дует в усик. Несколько минут — и «головастик» превращается в шар нужного размера.

Изготовление стеклянных фигурок — дедов-морозов, снеговиков и других елочных персонажей — несколько сложнее. Сперва мастер лепит прообраз будущей игрушки из пластилина, затем его копию — гипсовую заготовку. Этот образец рассматривается на художественно-техническом совете: когда утверждают, изготавливается металлическая форма. Чтобы сделать фигурку, мастер помещает раскаленную «пульку» между половинками формы и раздувает ее до нужных размеров. «Технологию разработали более ста лет назад, неужели с тех пор не придумано ничего нового?» — интересуюсь я.

— На «Семеновской» стояли специальные машины — колбовыдувные автоматы, — отвечает Людмила Невструева. — Стеклодув выдувает около двухсот игрушек в день, автомат — порядка полутора тысяч. Шары, сделанные этим устройством, стоили дешевле, но по ним было видно, как они изготовлены: оставались швы, поэтому особым спросом они не пользовались. Мы отказались от той технологии и, когда уезжали из Москвы, решили автоматы с собой не брать.

Больше всего юные экскурсанты любят цех разрисовки. Он гораздо светлее стеклодувного, перед мастером — несколько лотков с красками, справа и слева — специальные подставки для игрушек. Рисуют акриловыми красками, специальной гуашью, водоэмульсионными красками и... клеем ПВА. Им, как правило, наносят контуры рисунка, затем игрушка посыпается золотистой или серебристой присыпкой, глиттером, и на поверхности появляются блестящие линии или узоры.

— Если рисунок не слишком сложен, художник расписывает в среднем порядка 35 шаров за день, не очень опытный мастер — штук 20, — продолжает гендиректор. — А есть и эксклюзивные шары, каждый такой шар художница разрисовывала по полтора дня.

В финале у игрушки отрезают усик — хвостик, через который ее надували, и отправляют на прилавок.

— Одно время появилась мода украшать елки однообразными игрушками, но она быстро сошла на нет: мы все-таки привыкли, что наши елочки — разноцветные и нарядные, — рассказывает директор. — В этом изюминка современного «Инея»: мы рисуем по сто штук на образец, то есть, покупая нашу игрушку, вы фактически становитесь обладателем раритета.

Каждый год — новая коллекция, в этом среди новинок — сувенирный шарик с русской жанровой сценкой в деревянном футляре, расписанном так же, как и игрушка. Подарочный набор «Ретро» — четыре шара с детскими личиками, нарисованными в стиле, характерном для рождественских открыток рубежа XIX–XX веков, упакованные в коробку в виде сердечка. А еще «Рождественский вертеп», «Аленушка с лукошком», «Ангелок», «Новогодняя елка для Вареньки» и больше десятка разновидностей поросят и свинок, как штампованных, так и нарисованных на шарах.

— И много покупателей?

— Хватает, — улыбается директор. — Несмотря на то, что рынок заполонили дешевые пластмассовые игрушки, прежде всего из Китая, люди к нам едут. Все-таки игрушка, сделанная вручную, — это нечто особенное. Например, многие из тех, кто знает нашу фабрику еще с московских времен, приезжают каждый год, хоть мы и переехали больше десяти лет назад. Но главные и самые благодарные покупатели — наши юные гости.


Фото на анонсе: Григорий Сысоев/ТАСС