Шкатулка с секретом

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

05.11.2015

В Российской государственной библиотеке искусств на Большой Дмитровке проходит выставка «Федоскинское чудо».

Промыслу в этом году исполняется 220 лет, к чему и приурочена экспозиция в РГБИ. С двухвековой историей «чуда» знакомят через шкатулки — а как же иначе? Хотя о первых «лаковых» шагах на российской земле вы здесь вряд ли узнаете — федоскинские произведения XVIII века не сохранились, да и в знаменитом селе тогда изготовляли не изящные коробочки, а козырьки для армейских фуражек. Именно козырьки положили начало лаковой миниатюре в России. Известные на весь мир ларцы из Палеха, Мстёры и Холуя своим появлением тоже обязаны им: идею расписывать утилитарные предметы художники из Ивановской и Владимирской областей позаимствовали у подмосковных коллег. Да и технику изготовления папье-маше переняли у них же — правда, с некоторыми вариациями.

Авторство сюжетов «а-ля рус» тоже принадлежит мастерам из Федоскино: тройки, хороводы, гуляния, сказочная тематика... И, конечно, чаепития — сценка, списанная в конце XIX века с фотографии, стала визитной карточкой промысла. Причем чаевничающих мужичков сегодня изображают так же, как и в позапрошлом столетии. Подтверждение тому — современные шкатулки, представленные в РГБИ. А если хотите увидеть прототип, отправляйтесь в само село, благо всего 38 километров от Москвы. Там в музее и висит выцветший старинный снимок с «каноническими» любителями горячего напитка.

Тем временем на Большой Дмитровке показаны не только традиционные темы, но и те, что способны перевернуть представление неподготовленных граждан о федоскинском искусстве. Например, демонстрируется агитлак. Ведь после революции промысел, славившийся изображением прозы жизни, находился под угрозой. Пришлось переходить на революционную «поэзию». Правда, агитационная тематика в подмосковной миниатюре просуществовала недолго, да и не была столь распространенной, как, например, в Палехе. Поработав на идеологическом поле, мастера очень скоро вернулись к привычным идиллическим сказкам да чаепитиям.

Но время отныне всегда будет угадываться по шкатулкам. Вот искусно выполненные «Парашютисты» — это 1930-е годы, когда в СССР стремительно развивался авиационный спорт. 40-е можно узнать по праздничным фейерверкам на Красной площади — таким образом художники передавали ликование Победы. В мирные десятилетия предпочтение отдается лирическим сюжетам: например, в 1960-е в моду входят литература и силуэтная живопись — не красочная, спокойная. Такой своеобразный федоскинский «театр теней». Появляются ларцы с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем... В 70-е особой любовью художников пользуются русские народные сказки. Ну, а современные мастера все чаще обращаются к религии — в РГБИ можно увидеть иконы, выполненные в технике лаковой миниатюры. Кстати, православная тематика была характерна для промысла и раньше — в дореволюционную пору огромным спросом пользовались федоскинские пасхальные яйца. Правда, тогдашние художники расписывали их в основном на европейский манер. В конце концов, ведь и сам промысел когда-то пришел в Россию из Западной Европы. Однако со временем превратился в исконно русский, став одной из визитных карточек страны.