Куда ни кинь — всюду Клин

Евгения КРИВИЦКАЯ

04.09.2013

Первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, легендарной Мерзляковки, посвятили в студенты.

Красивая традиция — в День знаний ездить в Государственный Дом-музей Петра Ильича Чайковского — родилась в Мерзляковке в 1980 году. Почти четверть века именно там вручали студенческие билеты будущим деятелям российской музыкальной культуры. 26 лет назад одним из вновь посвященных стал юный Володя Юровский — ныне худрук ГАСО России имени Евгения Светланова, пронесший память о том событии через годы: «Для любого музыканта Дом-музей Чайковского — место святое, подарившее нам энергетический заряд, действующий до сих пор».

«Мемориальный музей Чайковского, — по словам его директора Галины Белоненко,?— действительно отличается особой атмосферой. Здесь сохранились многие личные вещи, воссоздана та обстановка, где Петр Ильич провел последние годы своей жизни». В прошлом сезоне, по инициативе маэстро Юровского, паломничество к великому композитору возродилось: «Мы нашли возможность не только возобновить замечательную традицию посвящения в студенты, но и украсить ее участием Госоркестра, где, между прочим, играет много выпускников Мерзляковки».

Владимир Демидов, директор колледжа, не скрывал волнения: «Для студентов важно побывать здесь, где Чайковского ощущаешь, дышишь его мелодиями, по-новому понимаешь его музыку и радуешься. Для нас это событие сакральное и семейное, потому что вокруг родные лица: музыканты, работники музея, приехавшие с нами гости…»

Знаменитый на весь мир светлановский оркестр не только выступил перед студентами, но и дал второй концерт — для жителей Клина и его окрестностей. Юровский подчеркнул: «Мы играем специально подготовленную программу, потому и многие москвичи приехали сюда, в Клин». Выбор произведений, как всегда, бескомпромиссен и железно аргументирован Юровским в комментариях со сцены. Первое отделение посвятили столетию Бенджамина Бриттена. Логично и изящно срифмовались три опуса: квартетная пьеса «Идиллия № 2» Фрэнка Бриджа, ставшая темой оркестровых Вариаций Бриттена. А в финале — «Cantus», написанный в память о Бриттене Арво Пяртом: траурная медитация, сыгранная с потрясающей экспрессией. Вторая часть вечера мыслилась если и возвращением к привычной классике, то отнюдь не «десертом». Кларнетовый концерт Моцарта (солист Михаил Безносов) и Струнную Серенаду Чайковского исполнили с благоговением перед их красотой и величием.