Кирилл Поликарпов: «Без господдержки непросто, но это облагораживает и питает воображение»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

06.12.2019

15 декабря откроется новая экспозиция Московского музея анимации «Лабиринт анимации», приуроченная к пятидесятилетию премьеры «Бременских музыкантов» и столетию творчества Уолта Диснея. Музей, хранящий экспонаты, связанные с историей отечественной и зарубежной мультипликации, располагается в пятой башне Измайловского кремля, куда в 2015-м перебрался с ВДНХ. «Культура» побеседовала с креативным директором и худруком Кириллом Поликарповым.

культура: Существуют ли рейтинги частных музеев?
Поликарпов: Да, по последним данным, мы занимаем пятое место в первой сотне; гордимся богатыми коллекциями аниме, «Диснея», «Союзмультфильма», эксклюзивными куклами Губки Боба и его друзей, кальками, плакатами, приборами, аттракционами. До сих пор физически не можем поделиться с публикой всеми сокровищами. Но дать представление о профессиональной работе над классическим мультфильмом нам уже по силам.

Для того чтобы создать один кадр, требуется шесть художников. Первым на зов режиссера является мультипликатор — талантливый актер, способный с помощью карандаша и бумаги оживить персонажей. Затем наступает черед художника черновой фазовки. Его эскизы использует прорисовщик персонажей и фазовщик-контуровщик, переводящий рисунки на целлулоид. Заливщик наполняет контуры цветом, а художник-декоратор подкладывает фоны.

культура: За час занятий Вы успеваете освоить все этапы?
Поликарпов: Это невозможно, но мы — Мультики, и нам многое по силам! Примерно за час мы создаем с детьми короткий фильм в технике перекладки. А на наших авторских программах с использованием метода полного погружения дети создают мультфильмы за день, два или три, а иногда хватает и недели. Однажды к нам пришла второклассница, захотевшая рассказать о потерявшемся плюшевом мишке. Родители не смогли купить такого же, но достали копию большего размера. Получилось, мишка успел подрасти, но что случилось с ним за порогом дома? Застенчивая хозяйка очень волновалась, с трудом подбирала слова, однако мне удалось ее разговорить и помочь придумать фантастический сценарий «Дня рождения Даниэля». Получилась очень теплая, душевная история, согретая любовью родителей, бабушки, дедушки и присоединившихся к авторскому коллективу одноклассников.  

Премьера прошла в школе автора. Зрители плакали. Девочка поднялась на сцену, взяла микрофон и абсолютно уверенно рассказала, как создавала 12-минутный мультфильм. Нам пришлось запустить второй сеанс, актовый зал просто не вместил всех желающих. В миг ее триумфа я осознал, что переквалифицировался в детского психолога. Это чувство со временем только укреплялось.   

культура: Когда мы увидим эту ленту?
Поликарпов: На открытии Лабиринта анимации 15 декабря, а после Нового года его можно будет увидеть на нашем ютуб-канале.

культура: Как начиналось Ваше предприятие?
Поликарпов: В 2006 году бывшие сотрудники «Союзмультфильма» решили создать музей и передали ему свои коллекции. Нынешний почетный директор, «папа» Чебурашки и 38 попугаев Леонид Аронович Шварцман подарил нам 49 авторских работ. Соавтор Инессы Ковалевской Борис Акулиничев передал эскизы «Как львенок и черепаха пели песню». Дочь легендарного режиссера Льва Атаманова, Анна, вручила первый, раскрашенный золотой краской плакат «Золотой антилопы». Сейчас времена изменились и анимация заметно «похолодела», именно поэтому добрый юмор, искренность и любовь наших легенд с каждым годом растут в цене.  

культура: А как обстоят Ваши финансовые дела?
Поликарпов: Непросто. Мы — коммерческое предприятие, но у нас никогда не было ни спонсоров, ни господдержки. Выживаем за счет растущей популярности. Входной билет стоит 300 рублей, программа с интерактивными занятиями — 500. Также проводим мастер-классы, творческие встречи, домашние и выездные праздники, дискотеки, откликаемся на просьбы малоимущих, устраиваем благотворительные программы, по сути являемся «аниматорами в квадрате». Новая экспозиция «Лабиринт анимации» позволила расширить пространство, наполнить его интересными закоулками, новыми экспонатами и творческими возможностями.

культура: Трудно выживать без господдержки?
Поликарпов: Бывает непросто, но этот опыт облагораживает и питает воображение. Маленький пример. Мы сделали красивое фойе, разместив над гардеробом шаржи наших знаменитых режиссеров. Получилось настоящее созвездие. Разумеется, первый вопрос посетителей: «Ой, а кто это такие?» Наш экскурсовод Надежда Кириченко подробно рассказывает о каждом художнике. Все заслушиваются.

культура: Сотрудничаете ли Вы с обновленным «Союзмультфильмом»?
Поликарпов: К сожалению, нет. Он выдвинул нам правовые претензии на отечественную часть коллекции — якобы мы не имеем права выставлять подаренные экспонаты. Не на тех напали: эти работы — личное имущество авторов, не использовавшееся студией при создании мультфильмов. Наш музей был учрежден организацией «Союзмультфильм V.G.V.». Я вошел в нее, будучи официальным сотрудником студии. Занимался организацией экскурсионных программ и подготовкой студийного юбилея в Доме кино, где присутствовали все ветераны. «Союзмультфильм Ви.Джи.Ви» создали для упорядочения этой деятельности. Посещать студию в те годы было небезопасно — на Долгоруковской царила разруха, буквально сыпалась штукатурка. Заработав, попытались вложиться в ремонт, что не понравилось тогдашнему руководству, желавшему воспользоваться этими средствами для удовлетворения своих нужд. Мы культурно расстались. Так появился Московский музей анимации. Сегодня доля отечественных артефактов среди десяти тысяч экспонатов невелика.

культура: Тем не менее Вы не имеете права на демонстрацию картин наших классиков?
Поликарпов: Мы показываем свои мультфильмы. Инесса Ковалевская, посмотрев некоторые ленты, пришла в полный восторг и поинтересовалась, отчего их не берут в «Спокойной ночи, малыши!».

культура: Тем более странно, что вас не привлек к сотрудничеству обновленный «Союзмультфильм».
Поликарпов: Напротив, совершенно естественно. Мы скромные труженики и просто делаем свою работу. Главной проблемой не только анимации, а всего российского кинематографа, на мой взгляд, является бюджетное финансирование. Коммерческие студии получают невозвратные средства из налогов граждан — это нонсенс! Халява развращает, тормозит новации, плодит безответственную посредственность и откровенную пошлость. И коммерческий, и творческий успех подразумевает жесткий контроль используемых средств.

культура: Однако в СССР продюсером выступало государство, сотрудничавшее со студийным руководством, и все было совсем иначе...
Поликарпов: Только в Москве три кинотеатра ежедневно прокатывали программы «Союзмультфильма», лучшие из них окупались, активно продавались права, студия до сих пор зарабатывает на них приличные деньги. Сегодня мы работаем на рынке, где государство тратит на кино миллиарды, а возвращает копейки.

культура: Почему?
Поликарпов: Безответственность расслабляет, лишает нас воли, деморализует нацию. Личная ответственность служит двигателем прогресса.

культура: Бесспорно, но обновление образной системы — не быстрый процесс. Пока успехи индустрии просматриваются лишь в технической плоскости. Возникает вечный вопрос: что делать?
Поликарпов: Вычеркнуть из обихода потребительское отношение к деньгам и кинематографу, а еще осознать простой факт: авторское кино не может быть коммерческим! Оно должно существовать на средства меценатов, которым нужно суметь понравиться.

Абсолютным эталоном творческой, инновационной индустрии мне представляется Уолт Дисней, руководствовавшийся принципом «Убедись, что прав, и следуй своим путем!». Когда бывает тяжело, мысленно обращаюсь к нему, словно к дальнему родственнику, и думаю, как бы он поступил в схожей ситуации. Из нищего разносчика газет он стал создателем и основным выгодоприобретателем коммерческой анимации. Мало кому известно, что великая империя Диснея началась с гаража! В нашей новой экспозиции, в глубине аттракциона «Лабиринт», воссоздана декорация гаража с богатейшей коллекцией потрясающих экспонатов, украшающих мастерскую, оборудованную всем необходимым для съемок мультфильма. Уменьшенная копия первого диснеевского станка поможет постичь азы анимационных технологий.

Первый мультик — «Кролик Освальд» — не принес автору ничего, кроме разочарования. Прокатчики отобрали права и, переманив часть сотрудников, выгнали Диснея с проекта. В 1927-м Уолт поклялся никогда не возвращаться в профессию, но она его не отпустила — родился Микки Маус, который автору скоро надоел. Второе дыхание открылось в зрительном зале. Дисней любил подглядывать за детьми из-за экрана. Увидев, что они битый час хохочут над его мышонком, он решил сочинить серьезную историю, берущую за душу и дарящую ощущение сопричастности чуду. Так родился первый рисованный полный метр — «Белоснежка и семь гномов».

культура: Но прежде всего Уолт догадался, как поставить производство на поток...
Поликарпов: Он придумал многоярусный мультстанок, дающий возможности делать наезды и панорамирование. Внедрил технологию целлулоидной фазовки, подсмотрев ее у предшественника Люмьеров Эмиля Рейно. По сути, расширил границы анимации и вывел двенадцать основополагающих принципов. А наш Дедушка Мультфильмыч добавил 13-й, он гласит: «Соблюдайте правила Диснея и непременно добьетесь успеха!»

«Белоснежке» отказали все инвесторы, Дисней занял деньги под проценты, разорил брата-бизнесмена, потратил на производство три года и, заработав восемь миллионов, расплатился по долгам, построил собственную студию, нанял три тысячи сотрудников и стал снимать по фильму в год. Почему? Он стремился добиться абсолютной правды во всем — динамике, пластике, мимике, на уровне высокой актерской игры. В итоге мультфильм получил восемь «Оскаров» — за лучший фильм и по одному каждому из гномов. Академики и обычные зрители поверили в их существование! Добиться этого эффекта было чрезвычайно тяжело. Дисней раздал аниматорам камеры и отправил в командировку на съемки зайчиков и белочек. Позже эти технические фильмы, воспитавшие творческий коллектив, были смонтированы, озвучены и проданы на телевидение за большие деньги. Работа со звуком — отдельная песня, позволившая сделать объемной и проникновенной внутреннюю драматургию фильма. Диснею удалось визуализировать звук в шедевральной «Фантазии» полвека назад, а у нас до сих пор никто не понимает, как с ним работать. Для Уолта просто не существовало второстепенных деталей. В номере нового музейного аттракциона «Гараж» мы зашифровали секретный код Диснея «12.20.37».

культура: Первая и последняя цифры очевидны: число принципов Диснея и год рождения «Белоснежки и семи гномов», а что значит «20»?
Поликарпов: Это количество переделок, которые пришлось выполнить аниматорам для точного исполнения поставленной задачи. То есть Дисней абсолютно точно знал, как должна жить каждая сцена. Что из этого следует? Двигатель успеха — личная ответственность каждого за общее дело.

культура: Что ждет малышей в обновленном музее, кроме «Лабиринта» и «Гаража»?
Поликарпов: Аттракцион «Бууункер». Когда-то в Москве в кинотеатре «Баррикады» можно было увидеть сборник замечательных советских мультфильмов. Мы возрождаем забытые традиции — в «Бууункере» будет крутиться сборник мультфильмов, снятых детьми в традициях и технологиях советского прошлого. Некоторые из юных авторов уже являются призерами и обладателями Гран-при различных фестивалей детского творчества. Заработает первый и единственный в мире анимационный аттракцион «Зоопро 001». Любой желающий сможет играючи нарисовать на нем микромультфильм.

культура: Какой отечественный классик служит для Вас источником вечного вдохновения?
Поликарпов: Давно ничему не удивляюсь, единственное исключение — придумавший игольчатый экран Александр Алексеев. Это титан, абсолютный гений — обогнав эпоху на сто лет, он открыл пиксель. До сих пор никто не понимает, как в одиночку он ухитрялся создавать движущееся изображение, перемещая тысячи иголок для каждого кадра.

культура: Анимации все возрасты покорны?
Поликарпов: Мультипликационный шедевр может создать буквально каждый; важна вовлеченность в процесс, главное музейное ноу-хау — неравнодушие. Однажды к нам пришли старушки, и мы предложили им традиционную развлекательно-познавательную программу. Делая мультик, бабушки веселились, как дети, а когда уходили, написали самый лучший отзыв: «Мы старимся потому, что боимся оставаться детьми...»



Фото на анонсе: PHOTOXPRESS