12.11.2019
— Центры-спутники — совершенно уникальное явление в мировой музейной практике. Каждый раз делаем по-новому, стандартных лекал нет. Нам удалось создать замечательное музейное пространство, которое хорошо вписывается в общее музейное пространство Омска, города с удивительной историей и особой культурной аурой, — констатировал Михаил Пиотровский.
От идеи до ее воплощения прошло шесть лет. «Эрмитаж-Сибирь» разместился в красивейшем историческом здании, которое столетие назад построил для петербургского страхового общества «Саламандра» столичный архитектор. Николай Веревкин был ярким представителем популярного в начале прошлого века неоклассицизма. В соответствии с канонами стиля его творение — с монументальными величественными формами, отточенными линиями и деталями — напоминает людям о вечных законах мироздания.
Возведено оно в знаковом месте. В 1912 году, когда начались строительные работы, здесь нашли древние бронзовые изделия. А в ходе реконструкции здания уже современные строители наткнулись на могилу воина, жившего в начале первого тысячелетия до нашей эры. В одной руке он сжимал нож, в другой, словно шпагу, держал кинжал. Сейчас находки из богатого древнего погребения — два клинка, бронзовые зеркала, височные кольца, топорик-кельт — заняли место в витрине в вестибюле нового музея.
«Эрмитаж-Сибирь» оборудован на уровне лучших мировых институций. Его площадь впечатляет — 4,5 тысячи квадратных метров. Здание кажется трехэтажным, но на самом деле этажей пять. Есть цокольный этаж — там разместился единственный в России музейный «Театр живописи», который откроет сезон в новом здании спектаклем «Эрмитаж». А на мансардном находятся кабинеты для специалистов, зал для совещаний и технические помещения. Три основных этажа занимают выставочные залы.
На первом сейчас проходит «персоналка» Геймрана Баймуханова, художника-пейзажиста с неповторимым почерком. По соседству — музейный магазин, реставрационные мастерские. Постоянная экспозиция искусства XX–XXI веков занимает два зала на третьем этаже. Четвертый предназначен для показа выставок из собрания государственного Эрмитажа — планируется проводить по две в год. Рядом разместится детский образовательный и студенческий центр.
Первый эрмитажный проект в Омске «Сжимая рукоять меча…», по сути, оммаж местной истории. В Сибирь привезли богатейшую коллекцию восточного оружия — от лаконичных скифских акинаков до легендарных индийских булатных клинков. Зрители могут увидеть элегантные и лаконичные иранские сабли. Или сабли среднеазиатские — с рукоятями, искусно украшенными мозаикой из бирюзы. Здесь же — кама: знаменитый кинжал кавказских горцев. Сабля с волнистым клинком — своеобразный азиатский фламберг. Знаковое оружие Османской империи — ятаган…
Золотая гривна и меч считались атрибутами центральной фигуры древнего мира — воина-царя. И позже в церемонии возведения на престол восточных владык использовали два клинка —принадлежавшую правителю саблю и переходивший из поколения в поколение меч.
Картины, показанные на выставке, перекликаются с оружием и создают совершенно удивительное пространство. Образы царя-воина и героя, запечатленные на стенных росписях домов из согдийского города Пенджикент, изысканные персидские миниатюры…
— Следующим, наверное, будет проект, связанный с Петром I, — поделился планами Михаил Пиотровский. — Мы планируем привозить в Омск содержательные выставки, рассказывающие много разных историй, а не просто кусочки из экспозиции Эрмитажа.
Теперь Омск фактически стал музейным центром Сибирского федерального округа. А улице Музейной наконец возвращен исторический смысл ее названия — в XIX веке здесь был открыт первый в городе музей.
Фото на анонсе: Алексей Никольский/РИА Новости