Приятельница великого магистра

Виктория ПЕШКОВА

21.09.2019

Музей-заповедник «Царицыно» продолжает отмечать 290-летие своей высокой покровительницы. Очередным подарком к весомой дате стала выставка одной картины — ​«Портрета Екатерины Великой с георгиевской лентой» кисти Дмитрия Левицкого.

В сентябре 1788 года работа была отправлена в дар великому магистру Мальтийского ордена Эммануэлю де Роган-Полдю в качестве залога дружеских отношений между двумя государствами. Полотно никогда не покидало резиденции ордена в Валлетте, а потому долгое время даже в кругах специалистов было известно немногим. И вот теперь до января 2020-го оно должно экспонироваться в Екатерининском зале Большого дворца.

— Идея привезти в Россию полотно Левицкого, — ​рассказывает генеральный директор ГМЗ «Царицыно» Елизавета Фокина, — ​родилась в ходе подготовки другой выставки. В честь 290-летия нашей главной героини мы, при поддержке коллег из ведущих российских музеев — ​Эрмитажа, Русского музея, Исторического, Третьяковской галереи, решили расширить основную экспозицию, посвященную Екатерине, показав малоизвестные широкой публике произведения. Наши партнеры с готовностью откликнулись на предложение, за что мы им искренне благодарны. Конечно, мы мечтали обнаружить нечто совершенно грандиозное и редкое. И вот тут куратор проекта Людмила Алексеевна Маркина и вспомнила о картине Левицкого, которую видела во Дворце гроссмейстеров Мальтийского ордена в Валлетте. Поначалу не верилось, что это возможно осуществить. Однако мальтийская сторона проявила исключительное понимание. И хотя реализация идеи требовала значительных усилий, вместе у нас все получилось.

— Разумеется, в России знали о существовании портрета, — ​продолжает удивительную историю Людмила Маркина, заведующая отделом живописи XVIII — ​первой половины XIX века Третьяковской галереи, — ​но из-за непростой политической ситуации полотно практически не было доступно исследователям ни до революции, ни тем более в советское время. На родине осталось сделанное Левицким авторское повторение, оно принадлежало князю Барятинскому и находилось в его курском имении Ивановское, а после 1917 года попало в собрание Ульяновского областного художественного музея. Однако на картине не было ни подписи художника, ни даты создания. Оригинал, украсивший собой Посольский зал дворца гроссмейстеров Мальтийского ордена, мне посчастливилось увидеть в 1998-м благодаря участию в организации и проведении на Мальте выставки, посвященной 300-летию начала сотрудничества между нашими странами.

Стратегическое положение в Средиземном море делало Мальту желанным союзником для Российской империи. Впервые отношения между государствами были установлены еще при Петре  I: царь отправил в длительное дипломатическое «путешествие» Бориса Петровича Шереметева. Возглавляемое им посольство добралось до далекого острова и успешно выполнило миссию, заручившись поддержкой рыцарей в противостоянии Оттоманской Порте, а сам боярин вернулся на родину кавалером ордена св. Иоанна Иерусалимского.

Екатерина, считавшая себя продолжательницей дел Петра, тоже была заинтересована в союзе с мальтийскими рыцарями. Она сама внимательнейшим образом проштудировала книгу аббата Верто по истории ордена. После присоединения Крыма отношения с Османской империей обострились до предела, и императрица сочла за необходимость, чтобы в важнейших средиземноморских портах присутствовали российские консулы. На Мальту отправили Антона Псаро. В верительной грамоте, адресованной великому магистру ордена Эммануэлю де Роган-Полдю, Екатерина подписалась — ​«вашего преимущества благосклонная приятельница». Когда императрица совершала вояж по новым владениям, Псаро привез ей дар от главы мальтийских рыцарей пальмовую ветвь — ​«как символ Вашей славы и моего восхищения».

Вероятно, это приношение и зародило в государыне мысль сделать ответный подарок — ​портрет в образе богини Минервы, покровительницы воинов. Екатерина изображена в кирасе, с мечом, обвитым лавровой ветвью, и со знаками учрежденного ею ордена св. Георгия. Исполнителем монаршего заказа избрали Дмитрия Левицкого, признанного мастера аллегорического портрета. Императрица не позировала художнику, кто была его модель — ​неизвестно. Екатерина, даже в молодости не отличавшаяся красотой, считалась весьма капризной заказчицей и с годами становилась все более придирчивой. Дабы избежать разочарований, она повелела писать лицо, взяв за образец портрет, созданный Федором Рокотовым. Вероятно, так Левицкий и поступил.

Картина была отправлена на Мальту при содействии неаполитанского посланника, герцога Серра-де-Каприолы. Странствие заняло не один месяц. В ответном послании императрице, датированном февралем 1790 года, великий гроссмейстер писал: «…с каким необычайным оживлением мои рыцари поспешили прийти ко мне, дабы восхититься сим образом Августейшей самодержицы, чье имя навсегда пребудет дорогим для моего ордена». С тех пор полотно не покидало острова. И неизвестно, сколько бы еще времени оно пребывало в своем почетном «заточении», если бы не добрая воля правительства Республики Мальта и Национального агентства по музеям, охране природы и культурному наследию (Heritage Malta). Специально для выставки в Царицыне мальтийские коллеги при щедрой поддержке международной компании Corinthia Hotels тщательно отреставрировали портрет, и теперь зрители могут видеть его таким, каким он был задуман талантливым художником.

Открывая выставку, посол Мальты Пьер Клайв Аджус сказал, что всем, кто содействовал реализации этого проекта, несказанно повезло, ведь им представилась «уникальная возможность участвовать в создании Истории. Мы перекидываем мост через реку времени, сшиваем вместе страницы истории и напоминаем себе, откуда мы пришли и чего мы достигли вместе».


Фото на анонсе: rusdeutsch.ru