Нотная грамота

Денис БОЧАРОВ

04.12.2015

В Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, а также в музее «П.И. Чайковский и Москва» прошел Всероссийский форум «Музыкальное образование. Проблемы и вызовы XXI века». 

«Основная задача — предоставить специалистам площадку для общения, дать им возможность рассмотреть современное состояние музыкального образования в различных сегментах, обсудить мировые тенденции, рассказать друг другу о новых методиках обучения школьников и студентов как в профессиональной сфере, так и в общеобразовательной», — подобным образом обозначил идею мероприятия генеральный директор Российского музыкального союза (под эгидой которого прошел форум) Андрей Кричевский. 

В Москве собрались маститые специалисты из разных уголков страны: доктора педагогических наук, искусствоведы, исследователи, композиторы, культурологи, профессиональные исполнители, представители массмедиа. В ходе лекций, докладов, прений и круглых столов обсуждалась главная проблема: что нам делать с музыкальным образованием, какова его роль в современном социуме? 

Казалось бы, простой вопрос, с ним сталкивается любой родитель: отдавать собственное чадо в музыкальную школу или игра не стоит свеч? Ведь изначально ясно: новых Рихтеров, Нейгаузов, Ойстрахов, Ростроповичей в большинстве случаев не получится. История учит тому, что плотность гениев на единицу времени и пространства крайне невысока. Да и, если откровенно, они в огромном количестве и не требуются — иначе понятия «гениальность», «исключительность», «неповторимость» утратят смысл. А это опасный симптом: человечеству необходимы идеалы. Однако мы, как правило, хотим, чтобы ребенок имел представление о музыке не только как рядовой слушатель.

Основная проблема, как утверждали многие докладчики, заключается в невозможности на данный момент найти золотую середину между академическим знанием и так называемым популярным. В своем выступлении заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой истории музыки Ростовской консерватории Анатолий Цукер отметил: «Сегодня взаимоотношения элитарного и массового искусства в сфере музыкального образования практически не учитываются. Массовая культура не является предметом изучения, не входит в образовательные программы. Музыковедческий аппарат заточен прежде всего под «академизм». А это большое упущение». В качестве иллюстрации к собственному тезису Анатолий Моисеевич, дабы несколько снизить общий пафос, продемонстрировал ролик с песней барда Тимура Шаова «По классике тоскуя», где, в частности, есть такие строки: 

Не нужны были стране советской

Ни Слонимский, ни Пендерецкий —

Не нужны теперь стране российской

Ни Пендерецкий, ни Слонимский.

Дети тухлую попсятину жуют,

На классическую музыку плюют...

Я поставлю детям Баха,

Я им Моцарта поставлю.

Я с ремнем в руке к искусству

Приобщиться их заставлю!

Станут взрослыми ребятки —

И спасибо скажут папке.

Бить по попке тоже важно,

Чтоб растить нормальных граждан!

Евгений Орлов, известный продюсер, музыкальный редактор нашумевшего шоу «Голос», высказался четко: «Первое, с чем в рамках проблем современного музыкального образования нам сегодня следует справиться, — так это с пренебрежением, которое наблюдается со стороны академического искусства по отношению к другим направлениям. Популярную музыку не нужно считать легким (а значит, недостойным внимания) жанром. Практика показывает, что подлинными звездами, вне зависимости от конкретного стиля, становятся люди харизматичные, неординарные, а не те, кто просто умеет читать ноты. Последние, простите меня за цинизм, либо пополняют ряды безработных, либо являются корифеями караоке-баров. Посмотрите, например, на Лучано Паваротти: гениальный оперный певец. Но ничто не мешало ему в свое время выступать с поп- и рок-исполнителями. Таким образом он сломал стереотип... Наш замечательный балалаечник Алексей Архиповский, который в корне изменил представление об этом инструменте; изумительный «Терем-квартет», исполняющий обработки популярных шлягеров на домрах и баяне; Аркадий Шилклопер, потрясающий музыкант, играющий на валторне — одном из сложнейших для освоения инструментов, — джазовые композиции... Все они вышли за пределы жанра, преодолели барьеры. Может быть, об этом стоит задуматься в первую очередь, если мы ведем речь о реструктуризации современного музыкального образования».

С выступившими в ходе форума ораторами (речь держали также профессор Новосибирской консерватории Андрей Лесовиченко, доктор педагогических наук Алла Торопова, заведующий кафедрой ЮНЕСКО при МПГУ Эдуард Абдуллин, научный секретарь Гильдии музыкознания Российского музыкального союза Павел Левадный и другие) нельзя не согласиться. В самом деле, чего мы ждем от наших детей, отдавая их в руки музыкальным «зубрам»? Если не жонглировать высоколобыми терминами и говорить обычным языком, — самого простого. Музыкальное образование способствует формированию гармонично развитой личности, это аксиома. А максимально разностороннее восприятие «нотной науки» (от классики до джаза и от вальса до рок-н-ролла) только развивает и усиливает гармонию. Пожалуй, именно в этом и заключался основной посыл форума «Музыкальное образование».