Танцы врагов народа и другие истории

Евгения КРИВИЦКАЯ

10.02.2012

Как превратить академический концерт фортепианной музыки в незабываемое событие, продемонстрировал в Малом зале консерватории пианист Андрей Диев.

Впрочем, сам артист вряд ли планировал что-то экстраординарное: помог случай — отсутствие ведущей на его сольном концерте. По-деловому, хотя и блестяще, отыграв первое отделение из сочинений Шопена, Диев почувствовал потребность прокомментировать свою дальнейшую программу. Тем более если Фантазию или Вальсы Шопена слушатели как-то идентифицировали, то, к примеру, мелодраму из музыки Чайковского к пьесе «Снегурочка» даже знатоки не узнали бы.

Доверительная и свободная манера общения Диева сразу создала положительную «химическую реакцию» в зале и подняла градус восприятия. А уж когда дело дошло до его собственных транскрипций номеров из балета «Болт» Шостаковича, то восторгу зала не было предела. Эпатировал сам выбор фрагментов, объединенных названием «Танцы врагов народа». Диев объяснил это тем, что отрицательные персонажи — Вредитель, Бюрократ, Соглашатель, Хулиган — получили от Шостаковича гораздо более яркие музыкальные характеристики, чем добропорядочные комсомольцы. Свою долю драйва добавил и сам пианист, который отбросил весь академизм и только что не танцевал за роялем, многократно усиливая гротеск и иронию Шостаковича.

После таких ударных пьес трудно было представить, что можно сыграть на бис. Диев и тут не пошел по тривиальному пути, сыграв рафинированную сонату падре Антонио Солера. Ажурные трели и галантные мелкие па поставили все на свои места: перед нами был мастер, безукоризненно владеющий своим инструментом.