Ударим самобытностью по фрикам

Денис БОЧАРОВ,

25.05.2012

26 мая в столице Азербайджана в специально отстроенном под данное мероприятие Бакинском кристальном зале пройдет финал 57-го «Евровидения». «Бурановские бабушки» выступят под номером 6. Успеха им желают и те, кто интересуется конкурсом, и те, кто относится к нему с нескрываемым сарказмом.

Пожалуй, нет более противоречивого явления в современной культурной жизни планеты (по крайней мере, европейской ее части), чем конкурс «Евровидение». За исключением глобальных спортивных мероприятий, «Евровидение» является самым массовым и популярным событием в мире, собирая вокруг голубых экранов (помимо европейских стран конкурс транслируется также и в США, Канаде, Австралии, некоторых государствах Азии и даже Африки) до 600 миллионов зрителей.

Но это с одной стороны. С другой — кто вспомнит навскидку хотя бы десять толковых песен, прозвучавших в рамках конкурса за его почти 60-летнюю историю и прошедших проверку временем, — автоматически получает пудинг.

Конечно, у всех на слуху песенка Volare Доменико Модуньо (которая по иронии судьбы, будучи на тот момент уже знаменитым хитом, на «Евровидении»-1958 оказалась по итогам лишь третьей). Не меньшей известностью пользуется и прозвучавшая на конкурсе в 1968 году композиция Congratulations — исполнивший ее Клифф Ричард пришел к финишу вторым. Живет в людской памяти и вещица Сержа Генсбура Poupee de cire, poupee de son: спевшая ее юная французская певица (представлявшая, правда, на конкурсе Люксембург) Франс Галль сорвала банк на «Евровидении»-1965.

Золотой век конкурса пришелся, пожалуй, на середину 70-х. По крайней мере, песни-победители этого конкурса 1975 и 1976 годов — соответственно Ding-a-Dong голландской группы Teach-In и Save Your Kisses For Me британцев Brotherhood Of Man — не являются пустым звуком для поклонников популярной музыки со стажем.

Ну и, само собой, главные защитники фестиваля не упускают случая напомнить, что величайшая поп-группа всех времен ABBA — это его, «Евровидения», детище. Да, группа действительно оглушительно победила с песней Waterloo на конкурсе 1974 года, проходившем в Брайтоне. И да в самом деле для большинства молодых артистов, рвущихся на фестиваль всеми силами, успех шведов почти сорокалетней давности до сих пор является лакомой приманкой и примером, символом притягательности и важности «Евровидения».

Но ABBA (пожалуй, можно еще вспомнить Селин Дион, выигравшую конкурс в 1988-м) — редкое исключение в истории мероприятия. Не следует забывать, что группа обрела успех скорее вопреки конкурсу, чем благодаря ему. Ибо победа на «Евровидении» — это критерий весьма сомнительный, к началу 70-х он таковым уже стал, и вскоре после брайтонского триумфа о шведском квартете благополучно забыли, сочтя его очередным коллективом-однодневкой. Такая уж у «Евровидения» странная репутация: к его победителям не принято относиться всерьез. То, что ABBA смогли найти свое место под солнцем и обнаружить собственную исключительность, — это плод упорной работы и изрядного таланта музыкантов, менеджеров, продюсеров, решивших во что бы то ни стало доказать, что «Евровидением» жизнь артиста не ограничивается.

Кстати, когда в 2005 году отмечался полувековой юбилей конкурса, телезрителям был брошен клич: определить лучшую песню за всю его историю. Нужны ли подсказки, кто получил наибольшее количество голосов и опередил конкурентов с огромным отрывом? Участников ABBA очень ждали на этом праздновании, но ни один из них своим вниманием праздник не почтил: не то чтобы они боялись «замараться» — просто едва ли рассматривали эту страничку в своей карьере как нечто важное. Победа на «Евровидении» — это отнюдь не путевка в жизнь и совсем не гарантия долгого успеха и прочной карьеры.

Почему за «Евровидением», при всей его массовости, раскрученности и паблисити, следует такой шлейф недоверия — трудно сказать. И уж тем более непросто понять, почему из многих тысяч песен, прозвучавших в рамках этого конкурса на разных его стадиях в течение всех этих лет, в людской памяти остались раз-два и обчелся. Ведь изначально официальная идея действа звучала весьма благородно. Члены Европейского вещательного союза решили создать некую зрелищную развлекательную программу, которая бы способствовала культурному объединению Европы, по образцу музыкального фестиваля в Сан-Ремо, существовавшего к тому времени уже пять лет. И пусть очень скоро стало ясно, что на самом деле организаторы были заинтересованы скорее в увеличении популярности телевидения, нежели в поиске новых талантливых и оригинальных песен, — в конце концов, не столь важен истинный мотив, если он помогает обнаружить нечто свежее и качественное. Но в том-то и была штука: качество представляемого на «Евровидении» материала оставляло желать лучшего.

С течением времени (в последние лет двадцать это особенно заметно) конкурс все меньше ориентируется на музыкальную составляющую — он стал походить на смотр фриков. Победа израильского трансвестита Даны Интернешнл, фурор финских выряженных в зомби и упырей хард-рокеров Lordi, извивающийся и псевдонаяривающий на скрипке Александр Рыбак… Главному российскому триумфатору «Евровидения» Диме Билану зачем-то понадобилось подключать к своему сету Евгения Плющенко — это уже не про фриков, но про отдаление от музыки…

На подобном фоне появление наших «Бурановских бабушек» — явно тщательно просчитанный маркетинговый выпад. Беспроигрышный ход. Шок — это уже не ново, внове — удивление и умиление от самобытности, которую невозможно стереть полностью. По большому счету абсолютно не важно, победят бабушки или нет. Если да, будут говорить о гениальной пиар-кампании и свежей идее организаторов этно-фолк-проекта. Если нет: ну а чего вы ждали от конкурса, ориентированного, прежде всего, на юную аудиторию?

В любом случае «Бурановские бабушки» — интересный и запоминающийся маневр, который в истории «Евровидения» так или иначе останется. Интересно, свежо, прикольно, наконец. Говорят ведь: неважно, за что вы помните того или иного исполнителя — главное, что вы его помните. Нормальный подход, прагматичный и неоднократно подтвердивший свою состоятельность.