Люди платят за metal?

Денис БОЧАРОВ Григорий РЕЗАНОВ

17.09.2013

26 сентября в российских кинотеатрах IMAX начнется показ фильма «Metallica: Through The Never» (в отечественном прокате — «Сквозь невозможное»). Снятая режиссером и сценаристом Нимродом Анталом в формате 3D, лента представляет собой запись концерта, фрагменты которого вмонтированы в детективную историю.

Сам по себе жанр художественно-документального кино в популярной музыке не нов. Почти полвека назад дорожку протоптали The Beatles, выпустив знаменитую картину «A Hard Day’s Night». Вскоре идея фильмов, представляющих собой запись бурных гастрольных будней, пронизанную некой сквозной сюжетной линией (будь то в жанре комедии, приключений или фарса), многим музыкантам показалась привлекательной. В 1970-м The Rolling Stones отметились лентой «Gimme Shelter», повествующей о печально известных американских гастролях группы.

Дальше — больше. В середине 70-х вышел фильм самой популярной рок-группы того десятилетия Led Zeppelin, названный «The Song Remains The Same». В картину вошла запись концертов в Madison Square Garden, а также закулисные съемки. Все это перемежалось с постановочными сценами (такими как эпизоды нападения мафии и фрагменты в стиле фэнтези). Возможно, самым известным в нашей стране экранным произведением подобного рода является лента «ABBA — The Movie», в легком развлекательном ключе рассказывающая о похождениях незадачливого репортера, получившего задание взять интервью у шведского квартета в ходе гастролей последнего по Австралии.

Каждой из этих картин сопутствовал внушительный коммерческий успех, свидетельствовавший о том, что заигрывания музыкантов с кинематографом не были напрасными.

И вот, недавно к жанру приключенческого фильма-концерта решили обратиться участники американского коллектива Metallica. В самом ближайшем будущем миру предстоит оценить их работу «Сквозь невозможное». Забегая вперед, нельзя не отметить: зрелище, снятое по последнему слову техники, получилось впечатляющим. Барабанщик группы Ларс Ульрих нисколько не преувеличивает, когда говорит: «Эффект 3D дает более глубокое понимание того, что происходит на сцене. Этот фильм сделан в большей степени с точки зрения группы, нежели зрителя. У которого будет такое ощущение, что он скорее находится на сцене, чем смотрит на нее со стороны». Эффект присутствия достигается превосходный — техническая команда, трудившаяся над лентой, заслуживает бурных аплодисментов.

Но возникает вопрос в своевременности подобной кинематографической акции — применительно к статусу группы и ее заслугам, которых, конечно же, никто не отрицает. Разница между фильмами рок- и поп-корифеев прошлого и нынешней работой трэш-металлистов заключается в том, что последняя выглядит некой попыткой добрать былой славы, наверстать упущенное. Ведь ни для кого не секрет, что лучшие дни Metallica остались в далеком прошлом. В то время, как и «Вечер трудного дня», и «Песня остается неизменной», и кино-опус ABBA были сняты на самом пике популярности коллективов — а значит, автоматически попадали в яблочко. Metallica же после выхода одноименного мегаселлера 1991 года (так называемого «Черного альбома») ничем особо примечательным не отметилась. Каждый выпущенный за последнюю без малого четверть века студийный диск группы являлся для поклонников новым разочарованием.

В процессе просмотра фильма становится очевидным, что понимают это и сами музыканты: звучащие в картине композиции имеют отношение к 80-м, когда команда находилась в зените славы. «Master Of Puppets», «Nothing Else Matters», «Battery», «... And Justice For All» — ничего сопоставимого с уровнем этих эпических треков коллективу давно уже не удавалось создать. Что же тогда «Сквозь невозможное», как не отчаянная попытка вновь «оседлать молнию»? 

«После тридцати лет в бизнесе, самым важным является понимание, что наша работа продолжает оставаться разнообразной», — говорит Ларс Ульрих. Увы, из уст барабанщика это звучит как попытка выдать желаемое за действительное: музыка группы никогда не отличалась особым разнообразием, а трэш-метал нельзя назвать мейнстримовым явлением. И в этом кроется еще один подвох картины. Metallica, при всех ее достижениях, по определению не может рассчитывать на такого же массового кинозрителя, которому в свое время были адресованы работы The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin и ABBA. Так что еще большой вопрос: готовы ли будут люди платить за metal?

Да и сам сюжет фильма выглядит притянутым за уши. Вкратце он таков: участник технической команды Metallica получает задание — привезти сумку, содержимое которой необходимо группе для выступления. В процессе доставки ценного груза курьер (Дейн Де Хаан) попадает в различные передряги. Но дело в том, что к музыкальному действу этот сценарий не имеет почти никакого отношения: песни коллектива звучат сами по себе и с околодетективным сюжетом почти не перекликаются. Из чего нетрудно заключить: фильм был снят, прежде всего, чтобы подать старые хиты в новой упаковке. И в этом нет ничего предосудительного — в конце концов, почему бы не снять кино, если есть деньги?