Волшебная флейта

Денис БОЧАРОВ

06.09.2013

В истории популярной музыки есть коллективы, которым исполнение бесхитростных песен всегда претило. Разрабатывать одну и ту же жилу и следовать в кильватере канонической рок-н-ролльной трехаккордной сетки им скучно. К славной плеяде таких интеллектуалов относится основанная 45 лет назад британская группа Jethro Tull, которая 7 сентября выступит на сцене «Крокус Сити Холла».

Бессменный лидер коллектива Иэн Андерсон рок-музыкантом в чистом виде себя не считает. Может быть, потому что, будучи гордым шотландцем (а значит, человеком с ярко выраженным чувством индивидуальности), не очень любит признавать собственную принадлежность к какому бы то ни было мейнстримовому явлению. Или, возможно, по той причине, что играет он на не самом рок-н?ролльном инструменте. Ведь Андерсон — некоронованный король флейты в мире популярной культуры последнего полувека. Но, скорее всего, просто понимает: удивительная, виртуозно исполненная и разнообразная музыка Jethro Tull выходит за рамки жанра.

«Я не очень-то большой поклонник рок-музыки как таковой, — говорит лидер.— Будучи тинейджером, в основном слушал «черную» музыку: Мадди Уотерса, Хаулина Вулфа, Джона Ли Хукера и прочих блюзменов. Афро-американские мотивы были моей первой настоящей страстью, оказавшей в итоге огромное влияние на решение самому стать музыкантом».

Выпустив в 1968 году дебютный альбом («This Was»), под завязку набитый блюзовыми и джазовыми интонациями, музыканты вскоре поняли, что эта стезя далеко их не уведет. Во-первых, в конце 60-х конкуренция в области блюз-рока была весьма серьезной: такие группы, как The Yardbirds, Cream, Ten Years After, Fleetwood Mac и многие другие, прочно укоренились в данной нише и либо уже успели сказать свое главное слово и благополучно распались, либо не собирались сдавать позиций. А, во-вторых, Иэна Андерсона и компанию (несмотря на то, что состав проекта часто менялся) всегда отличали неуемный творческий поиск, исключительный профессионализм, здоровые творческие амбиции и высочайшее исполнительское мастерство. Поэтому выход на качественно новый стилистический уровень был для коллектива всего лишь вопросом времени.

Долго ждать не пришлось: уже на втором альбоме предстали совершенно иные Jethro Tull. Умный и хваткий Андерсон (по сей день все финансовые и организационные моменты лидер решает лично) прекрасно понимал, что в жестком мире шоу-бизнеса никто никого долго ждать не будет, и собственную нишу необходимо найти как можно раньше: «Самые важные моменты происходят на ранних этапах развития карьеры. Ибо если в первые несколько месяцев что-то идет не так, всему приходит конец. Поэтому для нас наиболее важный период — это 68–69 годы. Они были связаны с выходом первых двух альбомов. Тогда Jethro Tull постепенно из никого начали превращаться в группу, которую начали признавать в разных странах».

Именно. Можно сказать, что со второго лонгплея («Stand Up») и начинается история того самого Jethro Tull — история, благополучно продолжающаяся по сей день. С любопытнейшим сплавом из классического рока и мистических кельтских фолк-интонаций. С внушительными статистическими показателями (на сегодняшний день продано более 60 миллионов пластинок группы). С неизменной визуальной концертной «фишкой» в виде стоящего на одной ноге и наяривающего на флейте Андерсона. Наконец — с колоссальным багажом из великолепных песен и альбомов, давно уже ставших классикой.

Кстати, настоящее турне (в рамках которого Jethro Tull с прошлого года колесят по свету и теперь посетят Москву) посвящено сорокалетию диска «Thick As A Brick», считающегося одним из главных концептуальных альбомов в рок-истории. На столичной сцене материал этого лонгплея прозвучит целиком. Равно как и не останется публика обделенной лучшими хитами из бэк-каталога британских фолк-проггеров: «Aqualung», «Locomotive Breath», «Living In The Past», «Bouree», «A New Day Yesterday»...