Роберт из дирижабля

Денис БОЧАРОВ

18.08.2013

ингов, его часто называют величайшим рок-вокалистом современности.

Когда Пола Маккартни попросили назвать идеальный, по его мнению, состав рок-группы всех времен, он, недолго думая, включил в этот символический золотой коллектив Роберта Энтони Планта, уроженца маленького городка Уэст-Бромидж, Стаффордшир, Англия. Такая оценка, прозвучавшая из уст заслуженного мэтра, стоит многого — особенно с учетом того, что сам Пол в свои семьдесят с лишним поет куда лучше, чем Роберт в шестьдесят пять. Откровенно говоря, Плант уже лет двадцать не в состоянии выдать и толики того, что делал в лучшие годы — годы, проведенные у микрофонной стойки в качестве вокалиста великой британской группы Led Zeppelin.

Обладатель пышной гривы, «золотой бог рока» в свое время задал такие стандарты вокального перформанса, что безукоризненно поддерживать их всю жизнь было бы крайне проблематично. Так, как вопил Планти, не мог больше никто. Когда в самом начале 1969 года вышла дебютная пластинка коллектива (которому впоследствии было суждено принять рок-эстафету у битлов и стать величайшим музыкальным феноменом 70-х), меломанам стало понятно, что ничего подобного они ранее не слышали. И прежде всего это касалось пронзительного, непривычно высокого тембра певца. По сути, понятие классического рок-вокала укоренилось в сознании поклонников поп-музыки именно с появления на сцене Роберта Планта. До него голосовая подача в роке сводилась к некой сопроводительной функции, призванной донести мелодию до слушателя. И хотя так здорово, как в 60-х раскладывали вокальные гармонии Beatles, Bee Gees, Beach Boys и Hollies, впоследствии мало кому удавалось, именно Плант придал пению роль самостоятельного инструмента. Иэн Гиллан, Фредди Меркьюри, Ронни Джеймс Дио, Дэвид Ковердейл, Стивен Тайлер — время этих и многих других корифеев пришло позднее. А Плант был первым.

70-е заслуженно считаются золотым периодом в истории рок-музыки, ее апогеем. Ни одно другое десятилетие не подарило миру такой россыпи выдающихся имен и произведений. И даже на этом славном фоне равных Led Zeppelin не было. По крайней мере, со статистической точки зрения. Каждый их студийный альбом (кроме одноименного первого, ну и последнего — «Coda», вышедшего уже после того, как группа, в связи со смертью барабанщика Джона Бонэма, распалась) неизменно занимал первые места в чартах по обе стороны Атлантики. Ни одна другая группа тогда не гастролировала столь интенсивно, как «Свинцовый дирижабль», и при этом билеты на их концерты в любой точке земного шара расходились за считанные минуты. В то время, когда считалось нормой отбабахать часовой сет и свалить по-быстрому, «цеппелины» устраивали грандиозные шоу, которые порой длились до четырех часов. И публике не было скучно.

«Whole Lotta Love», «Immigrant Song», «Since I’ve Been Loving You», «Stairway To Heaven», «Black Dog», «Kashmir» — эти и многие другие песни составили мощный саундтрек эпохи и навсегда увековечены в летописи рок-н-ролла. И человек, грациозно извивавшийся у микрофона и покорявший многотысячную толпу запредельным тенором, нес за это основную ответственность.

Не удивительно поэтому, что после распада Led Zeppelin удачнее всех сольная карьера задалась именно у вокалиста. За последние тридцать с небольшим лет Роберт Плант принял участие во многих проектах, выступал на различных статусных фестивалях, выпустил с десяток сольных альбомов и никогда надолго не исчезал из поля зрения поклонников.

Несколько раз Плант участвовал в реюнионах Led Zeppelin, предпринимавшихся по разным поводам: будь то знаменитый благотворительный концерт Live Aid, 40-летие со дня основания фирмы «Atlantic Records», где «дирижабли» выпускали свои пластинки, или выступление, посвященное памяти основателя вышеуказанного лейбла, Ахмета Эртегана. Но полностью возвращаться к старому вокалист не хочет. Более того, хитрюга Роберт не отказывает себе в удовольствии подпустить шпильку в адрес собственного славного прошлого. Недавно он сказал: «Мой нынешний голос нравится мне куда больше. По крайней мере, я больше не звучу как кастрированный кот».

Лукавый скромник, конечно, намекает на высоченные вокальные партии на записях Led Zeppelin, принесшие ему мировую славу. А также подчеркивает важность нынешнего увлечения: уже не первый год Плант сосредоточен на кантри-музыке, не требующей форсированного вокала. Может быть, старина просто таким образом расписывается в том, что сложнейшие «цеппелиновские» партии ему более не по плечу? Ничего страшного, он может себе это позволить: рукописи, как известно, не горят. Иными словами, старые записи одной из лучших рок-формаций всегда с нами.