«ПсевдоDoors» и «полуQueen»

Денис БОЧАРОВ

29.06.2012

В рамках одной недели нашу страну посетят группы с довольно странными названиями: Ray Manzarek & Robby Krieger of The Doors и Queen + Adam Lambert. Скорее всего, их выступления поклонников не разочаруют. Только зачем эти (и многие другие) артисты с таким упорством цепляются за призраки прошлого?

Когда в июле 1971 года ушел из жизни Джим Моррисон, трое его коллег и не думали распускать группу и менять ее название, хотя это, наверное, было бы самым естественным и логичным решением. По крайней мере, с точки зрения поклонников: нет нужды лишний раз акцентировать внимание на том, что обретший еще при жизни культовый статус фронтмен воспринимался фэнами как фигура недосягаемая и в рамках The Doors абсолютно незаменимая. Но Рэй Манзарек, Робби Кригер и Джон Денсмор были иного мнения и признавать себя «осиротевшими» наотрез отказывались. В результате уже через три месяца после кончины вокалиста в свет вышла новая студийная работа коллектива, беззастенчиво продолжавшего именовать себя The Doors. А годовщину смерти певца оставшаяся троица отметила в 1972 году выходом еще одного альбома. Однако, несмотря на относительно неплохое качество музыкального материала, публика в целом отказалась принять подобный вероломный «демарш» тех, кого она продолжала считать подыгрывающим составом своего почившего кумира. Пластинки, что называется, «не покатили», и славный бренд The Doors по большому счету законсервировался в виде шести студийных пластинок, записанных с Моррисоном, а также нескольких документальных лент и знаменитого художественного байопика Оливера Стоуна, вышедшего в 1991 году, к 20-летию кончины «короля ящериц».

Но именно этому самому байопику легенда The Doors во многом обязана своим вторым рождением. Колоссальный успех картины, триумфально прошествовавшей по экранам всего мира, навел экс-дорзовцев на мысль, что мощный бренд до сих пор является притягательным для меломанов, а стало быть, на нем можно вновь попробовать неплохо заработать.

Но тут «двери» вдруг оказались расколоты: клавишник Манзарек и гитарист Кригер были совсем не прочь поэксплуатировать былое имя в первозданном варианте, но в дело вмешался барабанщик Денсмор, посчитавший использование названия The Doors, равно как и любых аллюзий на песни группы, категорически неприемлемым. Он подал на бывших коллег в суд. В результате Манзарек и Кригер были лишены возможности колесить по белу свету и под именем The Doors оf The 21 Century, и даже как Riders Оn The Storm (одна из известнейших песен The Doors).

Но кто запретит музыканту играть, ежели хочется? Сразу надо пояснить, что любые разговоры на тему «деньги закончились» в подобных случаях не имеют под собой никакой основы. Закон об авторских правах на Западе работает так, что даже на отчисления с одной удачной песни артист может безбедно существовать всю жизнь — что говорить о масштабах The Doors. Другое дело, что уровень дохода будет исчисляться десятками тысяч долларов, а не миллионами. Тоже неплохо, но у рок-корифеев, однажды вкусивших плодов бешеного коммерческого успеха, свои представления о достатке.

Как бы то ни было, загнанные строптивым экс-коллегой барабанщиком в угол и лишенные возможности именоваться красиво, клавишник и гитарист сегодня выступают под совершенно дурацким названием: Ray Manzarek & Robby Krieger of The Doors. Честно говоря, довольно малодушный шаг для музыкантов такого калибра: ну неужели кто-то из многомиллионной армии поклонников группы не знает, как зовут каждого из участников? Однако Рэй и Робби предпочли все разжевать и в рот положить, чтобы люди ненароком не перепутали и не забыли: «Мы те самые, мы играли в The Doors!»

Участники группы Queen пошли во многом похожим путем. Правда, не сразу и тоже не все. После смерти Фредди Меркьюри в 1991 году чувствовалось, что Брайан Мэй, Роджер Тейлор и Джон Дикон полны решимости уйти красиво и великие заслуги прошлого не бередить. Они устроили грандиозный трибьют-концерт на Уэмбли с привлечением звезд поп- и рок-музыки первой величины, записали студийный альбом с голосом Фредди (последние месяцы своей жизни вокалист, пока позволяли силы, активно записывался, дабы у его коллег был впоследствии материал для работы), а затем выпустили «слезоточивую» песню No One But You (Only The Good Die Young), посвященную своему яркому фронтмену.

Параллельно с этим они занимались сольными проектами, и небезуспешно: альбомы Брайана и Роджера, по следам горькой утраты, были приняты и поклонниками, и прессой весьма благосклонно. Но постепенно жизнь вне привязки к грандиозному бренду Queen начала казаться гитаристу и барабанщику (басист Джон Дикон ничего общего с начинаниями Мэя и Тейлора последних 15 лет иметь не желает) пресноватой. И вот потихоньку, как бы невзначай, двое единомышленников вновь начинают запускать в эфир понятие Queen: сначала они под этим именем подыгрывают молодежному бойз-бэнду Five, исполняющему нетленный «квиновский» хит We Will Rock You. Потом выдают мюзикл под таким же названием, а затем и вовсе смело возвращают себе былое название, приглашают на роль вокалиста знаменитого певца Пола Роджерса (в прошлом участника групп Free и Bad Company) и под вывеской Queen + Paul Rodgers записывают новый альбом и отправляются в кругосветное музыкальное путешествие...

А сейчас экс-квиновский дуэт, похоже, и вовсе утратил ощущение реальности. Ну ладно бы еще Пол Роджерс: в конце концов, это весьма уважаемый музыкант и не менее знаменитый, чем сами Queen. Квиноманы во всем мире эту пилюлю с грехом пополам проглотили. Однако и по истечении контракта с Роджерсом Мэй и Тейлор не могут отпустить призрака на волю, причем на сей раз уж совсем карикатурным образом. К микрофонной стойке, у которой некогда кудесничал Фредди Меркьюри, они решили подпустить победителя телешоу American Idol (тамошний вариант нашей «Фабрики звезд») Адама Ламберта. Почему бы не пойти еще дальше: в каждой стране выходить на сцену с местным вокалистом (или вокалисткой) и все это, ничтоже сумняшеся, осуществлять под вывеской Queen? Говорят ведь, что на сцену «Олимпийского» музыканты в ходе своего выступления планируют пригласить Земфиру. Почему бы в таком случае не отыграть с ней весь сет? Думается, Земфира не откажется, тем более что и We Are The Champions, и Love Of My Life она исполняет действительно проникновенно.

Дело не в том, достоин кто-либо занять место Меркьюри или нет (кстати, тот же Ламберт поет отнюдь не плохо). Недаром говорят, что сначала человек работает на имя, а потом имя начинает работать на него. Забавно лишь то, что как в первом, так и во втором случае имя (впоследствии — могучий бренд-кормилец) было придумано теми, кого рядом ни с Рэем и Робби, ни с Брайаном и Роджером давно уже нет...

Существуют артисты, которые не мусолят прежние славные страницы: честь и хвала Кену Хенсли (Uriah Heep), Филу Коллинзу (Genesis), Роберту Планту (Led Zeppelin) и многим другим выходцам из великих коллективов.

Конечно, спрос рождает предложение. Раз уж лукавый мир современного шоу-бизнеса допускает наличие (и весьма безбедное существование) «псевдоDoors», «полуQueen», «околоCreedence», «якобыSlade», «недоSweet», «типаT.Rex» и прочих, значит, это действительно кому-нибудь нужно.