По волнам нашей памяти

Денис БОЧАРОВ

06.11.2014

В ожидании нового релиза группы Pink Floyd меломаны потирают руки. Альбом The Endless River, который, по заявлению самих музыкантов, станет последним в дискографии коллектива, увидит свет 10 ноября.  

Впрочем, применительно к Pink Floyd фраза «последний альбом» выглядит несколько неуклюже и лукаво. Во-первых, предыдущая полноценная студийная работа британцев, The Division Bell, датируется 1994 годом. Согласитесь, нелепо двадцать лет спустя делать вид, что все это время команда продолжала «зажигать», тогда как за истекший отрезок времени она напоминала о себе дай Бог пару раз. Во-вторых, за более чем тридцатилетний период (с 83-го, после чего группа фактически развалилась) «флойды» разродились лишь тремя студийниками. Даже по меркам современных реалий, требующих от рок-исполнителей многолетней кропотливой работы в студии, такая цифра выглядит просто возмутительно. А в-третьих, по мнению большинства поклонников, последний настоящий альбом Pink Floyd вообще вышел в конце 70-х: речь, разумеется, о знаменитом концептуальном опусе The Wall (кстати, в последний календарный день осени исполняется 35 лет со дня выхода этой пластинки). После него легенда одной из краеугольных рок-команд 70-х только тлела. 

И вот на днях фэнам предстоит оценить новый диск. Хотя «Бесконечную реку» уже сейчас можно заведомо похвалить или обругать. С одной стороны, Pink Floyd — один из безотказно работающих брендов в истории рока: любая продукция, выпущенная с этого «конвейера» (будь то концертник, сборник раритетов или роскошный бокс-сет), превращается в золото. Что говорить о свежем студийном релизе? Уже сегодня можно предсказать кассовый успех The Endless River, увидеть пластинку на верхних строчках хит-парадов. 

С другой стороны, неплохо бы разобраться, что скрывается за этой, окутанной аурой псевдотаинственности, работой? Откуда взяться новому альбому Pink Floyd, если главные держатели «контрольного пакета акций» (а таковыми, после смерти в 2008 году клавишника Ричарда Райта, являются гитарист Дэйв Гилмор и барабанщик Ник Мейсон) за последние два десятка лет занимались преимущественно сольными карьерами? Оказывается, все очень прозаично и даже как-то не по-пинкфлойдовски банально. Основу восемнадцатитрековой записи составляют наброски и ауттейки, которые были сделаны группой в период работы над упоминавшимся выше The Division Bell — к слову, одним из наименее впечатляющих альбомов ансамбля. Тогда эти треки отбор не прошли и, как результат, в диск не попали. А сегодня Гилмор и Мейсон, видимо, решили, что некоторые музыкальные фрагменты той поры достойны лучшей участи. 

Увы, активно ротируемая Louder Than Words (песня-тизер с нового альбома) особого впечатления не производит: довольно вялая, невнятная вещица. Половина треков с The Endless River по длительности звучания не превышает двух минут. По меркам некогда фундаментальных, масштабных и насыщенных рок-полотен, которыми в свое время славились «пинки», это выглядит почти как халтура. 

Не хотелось бы цинично подозревать уважаемых музыкантов в меркантильности и стяжательстве: мол, деньги кончились. Просто, наверное, настал момент, когда жизнь вне привязки к манящему бренду Pink Floyd показалась Гилмору и Мейсону пресной. Вот и решили воскресить его. Печально другое: даже подавая релиз как последний, гитарист и драммер не нашли в себе благородства и смелости пригласить к сотрудничеству того, кто однажды сформировал всю лирическую философию коллектива — Роджера Уотерса, сооснователя, басиста и главного поэта Pink Floyd. Возможно, сумей Дэйв и Ник преодолеть личные, а также юридические разногласия с Роджером, получился бы красивый реверанс. А так — слушателям просто в очередной раз предлагается поплавать на волнах ностальгии в «Бесконечной реке».