Не упустите последний шансон

Денис БОЧАРОВ

02.10.2014

«Прощальный и единственный концерт в России» — так подается выступление Шарля Азнавура в «Крокус Сити Холле» 3 октября. В отличие от большинства популярных исполнителей, которые регулярно прощаются, но не уходят, гению французского шансона, увы, есть основания верить. В этом году артисту исполнилось 90 лет. 

Термин «шансон» за последние годы стал почти ругательным. Виной тому — лавиной хлынувшие на отечественного слушателя незамысловатые песенки с «кабацко-братковской» лирикой и примитивнейшими мотивчиками из серии «найди три отличия» (в смысле, отыщи четвертый аккорд). Но, позвольте, при чем тут шансон? И почему, вообще, для определения музыкального жанра подобного рода на российской почве заимствовано слово из французского языка, которое в переводе означает просто «песня»? Что общего у французской песенной традиции с наводнившими просторы нашего эфира гоп-композициями? 

Надо очищать зерна от плевел. Или, если угодно, не путать Божий дар с яичницей. Если вам нужен настоящий, «аутентичный» шансон, не упустите последний шанс насладиться им по полной программе в начале октября. Ибо Шарль Азнавур — и есть единственный на сегодня живой классик жанра. По существу, этот артист — история шансона во плоти. Ведь он начал петь и играть на сцене с девятилетнего возраста. 

Однако по-настоящему прорывным стал для Шарля 1946 год — именно тогда Азнавура, выступавшего в дуэте с композитором Пьером Рошем, заметила Эдит Пиаф. После чего пригласила обоих принять участие в турне по Франции и США. С этого момента началась профессиональная карьера шансонье. В 50-х годах в самом престижном парижском зале «Олимпия» он, бывало, давал по три концерта в день. А в 60-х стал звездой международного уровня: выступал в знаменитых нью-йоркских «Carnegie Hall» и «Ambassador Hotel», а вскоре выпустил первый американский альбом. Всего Азнавуром написано порядка тысячи песен, которые, помимо него самого, исполняли многие артисты из высшей лиги: от Боба Дилана и Лайзы Минелли до Лучано Паваротти и Хулио Иглесиаса. Суммарный тираж записей главного французского армянина (настоящее имя артиста — Шахнур Вахинак Азнавурян) превышает сто миллионов экземпляров, а его фильмография (Азнавур хорошо известен и как актер) насчитывает более шестидесяти картин.  

У отечественного слушателя (и зрителя) с Шарлем особые счеты. Наша публика раз и навсегда влюбилась в Азнавура более тридцати лет назад — когда в 1981-м на экраны СССР вышел фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43». По этой картине лейтмотивом проходит, возможно, главный хит короля шансона — «Une Vie D’Amour» («Вечная любовь»), одна из самых «слезоточивых» песен в истории музыкальной культуры. Нет сомнений, что эта вещь прозвучит на московском концерте — равно как и другие шедевры маэстро: «Isabelle», «La boheme», «Il faut savoir», «Avec toi», «Rien de moins que t’aimer»... 

Словом, как говорится, спешите видеть. А в первую очередь, слышать. Хотя бы для того, чтобы не заблуждаться относительно единственно правильного значения слова «шансон».