«Мелодия» романса

Евгения КРИВИЦКАЯ

04.08.2014

В Центре культурных инноваций «Дом Скрябина» состоялась презентация аудиодиска «Чайковский. Романсы», выпущенного фирмой «Мелодия».

Едва кураторы проекта Дмитрий Масляков и Анна Зябрева пригласили на сцену Наталью Петрожицкую и Дмитрия Зуева, солистов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, из зала полетели вопросы: как, зачем и почему решили они обратиться к камерной музыке, да еще такой сложной? Ведь романсы Чайковского — это мучительные размышления о «свойствах страсти», о поисках себя в этом мире… Прокомментировала выход диска Карина Абрамян, PR-директор «Мелодии»: «Следующий год — юбилейный для Чайковского. Романсы — только начало, впереди много планов». «Никакого специального отбора или концепции в этой антологии нет, — рассказывают сами исполнители. — Записали самые любимые романсы». Но как-то само собой получилось, что в альбоме представлены все этапы творчества композитора. От раннего романса 1850-х — «Мой гений, мой ангел, мой друг» на слова Афанасия Фета, сочиненного студентом-правоведом Петрушей Чайковским, до трагической реплики последнего года жизни — «Снова, как прежде, один» (из опуса 73 на стихи Даниила Ратгауза). 

«Я редко исполняю камерную музыку, в оперном спектакле понять музыкальный образ помогают сценография, костюм. А тут я одна. Мир романса — очень тонкая материя, — поделилась Наталья Петрожицкая. — Там нет конкретных героев, которых надо играть, — я пою от себя и про себя». Но с оперным опытом расстаться непросто: «День ли царит» прозвучал у Натальи вовсе не камерно — мощно, с большой экспрессией, удвоенной концертной партией рояля. Партнером вокалистов выступила пианистка Антонина Кадобнова. «Она уникальна», — признавались певцы в любви к своему концертмейстеру. Антонина действительно не только чутко аккомпанировала, но блеснула в сольных номерах — Прелюдиях Скрябина и Рахманинова. А завершилась концертная часть презентации все-таки оперным Чайковским. В заключительной сцене из «Евгения Онегина» публика вновь облилась слезами над гениальным вымыслом русских классиков. Благодаря искусству Петрожицкой и Зуева каждый почувствовал себя немножко Онегиным и Татьяной.

Для презентации новинки неспроста выбрали филиал музея Скрябина — зал оснащен по последнему слову техники. Тут возможны и 3D-проекции, и видеомэппинг, и световые инсталляции, чем успешно воспользовались организаторы вечера. Благодаря прямой онлайн-трансляции романсовая история приобрела всемирный масштаб.

Этот и другие диски вы можете приобрести на сайте фирмы «Мелодия»