Денис БОЧАРОВ
07.06.2025
Сегодня, 7 июня, свое 85-летие отмечает один из наиболее выдающихся эстрадных певцов современности — Томас Вудворд, более известный всему миру как Том Джонс.
Том Первый. Во многих отношениях этого артиста правомочно величать именно так. Он был первым валлийцем (Томас Джон Вудворд родился в 1940 году в Понтиприте, городе, расположенном на юге Уэльса), который сумел громогласно заявить о себе на мировой поп-сцене. Первым среди сольных исполнителей прорвался за океан в рамках «британского вторжения» 1960-х, возглавляемого The Beatles. После этого Америка четко уяснила, что «свой Элвис Пресли» есть и по другую сторону Атлантики (кстати, Элвис и Том были большими друзьями). И Джонс по сей день продолжает оставаться первым в личном рейтинге любимых эстрадных вокалистов всех времен у огромного числа поклонников любых возрастов.
Но, разумеется, кумиром миллионов уроженец края холмов и долин стал не сразу. Более того, ничто в ранней биографии сына рабочего и домохозяйки не предвещало сладкого и беззаботного будущего. К тому же Томас Вудворд-младший (имя будущий певец получил в честь отца) стал папой едва ли не в младенческом — по нынешним понятиям — возрасте: в шестнадцать лет у него и его подруги Мелинды Роуз появился сын Марк, который впоследствии стал менеджером уже именитого крунера. Но до этого было еще ой как далеко, а пока семью надо было как-то содержать. Тем более что Том был воспитан в традициях, согласно которым добытчиком в семье должен быть мужчина.
Проблема заключалась в том, что, как и многие зараженные «бациллой» рок-н-ролла юноши, пубертатный период которых пришелся на середину 1950-х, наш герой в школу ходить не любил. А значит, построение карьеры «белого воротничка» в его планы не входило. Первой профессией Тома стала должность подмастерья изготовителя перчаток с еженедельным окладом в два фунта стерлингов. Затем молодой человек устроился на бумажную фабрику, где тоже был в основном на побегушках за примерно такие же деньги.
Понятно, что большого удовольствия подобный труд амбициозному, да к тому же наделенному талантом (Джонс обнаружил в себе недюжинные певческие способности еще в раннем детстве) парню не доставлял. Но однажды, по воспоминаниям самого Тома, на предприятии у него состоялся важный разговор со старшим коллегой. Когда последний поинтересовался, почему молодой человек работает сверхурочно, тот ответил, что просто хочет зарабатывать больше, дабы иметь возможность сводить концы с концами. «Я слышал, ты неплохо поешь, — отреагировал наставник. — Почему бы тебе не попытаться извлечь из своего голоса выгоду? Сосредоточься на этом и, как только тебе предоставится шанс, хватайся за него. На этом заводе полно ребят, которые могли бы стать великими футболистами, регбистами, артистами или кем бы то ни было еще, но они упустили свою удачу. Не совершай подобных ошибок. Пробуй, дерзай, а если все же обломаешься, ты всегда сможешь вернуться сюда».
В британском музыкальном бизнесе все дороги вели в Лондон. Вдохновленные успехом The Beatles, в столицу Великобритании в поисках удачи потоком хлынули самодеятельные коллективы и исполнители со всех уголков страны. Конкуренция была запредельная, а Том никогда не отличался ни деловой хваткой, ни пробивными талантами. Он обладал только одним безусловным даром — голосом, но шанс разыграть эту «карту» молодому артисту не предоставлялся вплоть до 1964 года, когда выступление Тома увидел менеджер Гордон Миллз. Именно этот человек сыграл в творческой судьбе Тома определяющую роль. Именно он посоветовал певцу взять псевдоним, поменяв незвучное «Вудворд» на хлесткое «Джонс» — решение оказалось правильным, а главное, своевременным: в то время художественный фильм «Том Джонс» режиссера Тони Ричардсона был одним из самых топовых в британском прокате.
Дебютный сингл Джонса Chills and Fever, выпущенный в конце 1964 года, в чарты не попал, однако обратил внимание публики на артиста, и уже в самом начале 1965-го сорокапятка с песней It's Not Unusual прогремела на весь мир. Композиция вошла в топ-5 большинства европейских стран, добралась до верхней строчки британского чарта, а также попала в первую десятку американского национального хит-парада.
После этого карьера певца резко пошла в гору: до конца 1960-х Том Джонс выпустил десять успешных студийных альбомов, а композиции Green Green Grass of Home, What's New Pussycat, Thunderball, I'm Coming Home, Funny Familiar Forgotten Feelings, Detroit City, Help Yourself, Smile, Riders in the Sky на протяжении десятилетий составляли костяк концертных выступлений музыканта.
Записанная в 1968 году неотразимая вещица Delilah стала, возможно, самой популярной жемчужиной из его репертуара. Журналисты впоследствии иронизировали, что эту пронзительную мужскую оду-отповедь женской неверности (напомним, в песне речь идет о том, как ревнивый воздыхатель зарезал свою возлюбленную, уличив в измене) исполняет женатый человек, у которого, по его же собственному признанию, на пике славы было по 250 любовниц в год...
Несколько лет записи Тома Джонса не покидали чартов продаж, свободных мест на концертах практически не было, а его подчеркнуто маскулинный облик с успехом тиражировался различными средствами массовой информации: от обложек многочисленных журналов до демонстрируемых в прайм-тайм телепередач. Однако в первой половине 1970-х лихо раскрученные колеса фортуны начали заметно сдавать обороты. В десятилетие бурно развивающегося классического рока классическим эстрадным певцам оставалось все меньше «места под Солнцем». Но главная проблема, с которой, кстати, помимо Тома Джонса, столкнулось подавляющее большинство поп-вокалистов, была в умении выбирать репертуар. Довольно часто вокалистам — даже из высшей лиги — вкус изменяет. Как следствие, качество записей падает, уровень продаж проседает, а зрительско-слушательский интерес постепенно угасает. Примерно это произошло и с нашим героем. Во-первых, заметно сузились возрастные рамки аудитории (на протяжении двух с половиной десятилетий ее основу составляли люди из условной категории «40+»), а во-вторых, от Тома перестали ждать каких-то серьезных откровений.
Однако в самом конце прошлого века вдруг выяснилось, что артиста преждевременно отправили на заслуженный отдых: в 1999 году без двух минут 60-летний Том Джонс выдал бойкий студийный альбом Reload, представлявший собой сборник дуэтов с самыми популярными на тот момент артистами — от Робби Уильямса и Наталии Имбрульи до групп The Cardigans и Stereophonics. Грамотно спродюсированная и начиненная модными аранжировками пластинка лихо стряхнула нафталин с поп-идола шестидесятых, взорвав чарты продаж по всему миру. Основная же изюминка релиза, композиция Sex Bomb, заметно омолодила аудиторию Тома, придав его карьере новый виток, открыв что-то вроде второго дыхания. А главное, диск показал, что бесценный дар Джонса — его удивительный голос — по-прежнему не дает осечек.
Впрочем, и это было уже довольно давно. Сегодня валлиец №1 от поп-музыки ведет размеренную, соответствующую его статусу, заслугам и возрасту жизнь. Периодически появляется на публике по случаю каких-нибудь знаковых событий, где исполняет песню-другую, заседает в качестве члена жюри на популярных вокальных телешоу, примерно раз в пять лет записывает альбомы (последний, Surrounded by Time, датируется 2021 годом), а несколько лет назад выпустил автобиографию, получившую название Over the Top and Back.
Том Джонс был одним из немногих западных певцов, пластинки которого официально выходили в СССР. Вот что писала в 1985-м газета «Советская культура» про концерт певца в вашингтонском «Кеннеди центре»:
«Талант, многократно помноженный на упорный труд, — вот, пожалуй, слагаемые успеха Тома Джонса. К тяжелому труду певцу не привыкать. Родился он на Британских островах в шахтерском городке Понтиприт, на юге Уэльса. Еще подростком стал строительным рабочим, трудился, что называется, от зари и до зари. Песни рабочего класса, сказал сам исполнитель, были всегда ему близки. Включает он их в свой репертуар и сегодня. Практически в каждом диске Джонса есть песни о буднях простого рабочего человека».
Фото: Joel C Ryan/Invision/AP/ТАСС и EPA/ETIENNE LAURENT/ТАСС