Ильгиз Янбухтин: «Подмосковью нужны и классика, и фольклор, и популярная музыка»

Елена ФЕДОРЕНКО

09.04.2014

Постановление правительства Московской области о возрождении областной филармонии было принято 19 августа 2013 года. Его подписал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. С конца октября появился и новый директор — им стал Ильгиз Янбухтин. О том, что удалось сделать за пять месяцев, о планах и задачах филармонии Ильгиз Ришатович рассказал «Культуре». 

культура: Каким образом Вы, дипломат, попали в мир музыки?
Янбухтин: В прошлом я действительно дипломат со специализацией США, был экспертом российско-американской межправительственной комиссии, занимался многими вопросами, культурными связями в том числе. Помогал симфоническому оркестру Москвы «Русская филармония» в международных проектах и в какой-то момент понял, что основное время уделяю именно этому. Последние пять лет моя должность называлась «замдиректора оркестра по международным вопросам». Сейчас оркестр приобрел уже мировую репутацию.

культура: Зачем нужна областная филармония, если есть столичная?
Янбухтин: Вопрос из разряда: зачем вообще нужна культура? Конечно, есть Московская государственная филармония со славными традициями. Московская область — непосредственный сосед столицы с почти условной границей. Переезжаешь МКАД — и ты уже в Подмосковье. Там, несмотря на близость к мегаполису, особый мир, свои сложившиеся привычки и совершенно иной рынок спроса (позволю себе такое определение). Если в Москве есть аудитория, воспитанная на классике и с целевыми группами, предпочитающими те или иные знаменитые залы, то в Подмосковье рынок как таковой отсутствует, его надо формировать.

культура: Московская областная филармония тоже имеет свою историю?
Янбухтин: И добрые традиции. Семьдесят лет назад, в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, было принято решение о создании Московской областной филармонии. Знаете, пусть и прозвучит это пафосно, но ведь правда — филармонические концерты укрепляли боевой дух народа. За советские годы филармония стала самостоятельной организацией с внушительным штатом солистов и коллективов. Но в 2003-м, когда в филармонии работали около тысячи человек, ее расформировали и создали некую «промежуточную» структуру в виде Московского областного продюсерского центра. Он взял на баланс ряд филармонических коллективов, другие оказались в штате областного Дворца культуры «Кузьминки». А эстрада вообще ушла в свободное плавание.

культура: Так что же предпочитают сегодняшние жители Подмосковья?
Янбухтин: По преимуществу — легкий эстрадный жанр. Говорю это безо всякого осуждения. Наши известные исполнители Стас Михайлов, Григорий Лепс и другие собирают в Подмосковье полные залы. Слушатели готовы покупать билеты по 1500–2000 рублей (при том, что материальный достаток жителей Подмосковья существенно отличается от среднего достатка москвичей), но желания платить за билеты на концерты академического направления сопоставимую с «эстрадниками» цену у них нет.

культура: Вы, конечно, имеете в виду классическую музыку. Связано ли это с тем, что филармонические традиции Подмосковья были прерваны?
Янбухтин: Безусловно. Десять лет безвременья — большой срок: выросло новое поколение, изменилась страна. К счастью, в области сохранили несколько уникальных фольклорных коллективов, таких как оркестр «Гусляры России», ансамбль «Русский тембр». 

культура: В дни Олимпиады в Сочи концерты баянистов «Русского тембра» прошли на ура…
Янбухтин: Да, и за участие в Олимпиаде отмечены грамотой оргкомитета Олимпийских игр.

культура: Ваши приоритеты тоже находятся в области фольклорной музыки? Она в Подмосковье имеет успех?
Янбухтин: Фольклор долгие годы рассматривался как экспортный продукт, его использовали для создания позитивного имиджа СССР. А потом возникло какое-то негласное разделение, которому логического объяснения не найти: высокое классическое искусство — это Москва, фольклор — актив Московской области. 

Мы воссоздаем полноценную филармонию и ищем баланс между всеми направлениями: классикой, фольклором, популярной музыкой. Главное, чтобы сохранялся высокий художественный уровень.

культура: Выходит, Вы ориентируетесь на филармонические общества, что появились еще в XIX веке и пропагандировали музыку хорошего вкуса.
Янбухтин: А еще они отвечали за концертную деятельность и занимались просветительством. Наследство нам досталось непростое, депрессивное. Не хочу произносить такое слово, как «руины», но ведь оно иллюстрирует положение дел. Коллективы варились в собственном соку. В основном выезжали на так называемые социальные концерты, приуроченные к датам. Мы деликатно стали это исправлять. Главная стратегическая задача — сформировать реальный интерес к музыке у жителей Подмосковья. На это нужно время. То, что разрушалось десятилетиями, в мгновение ока не воссоздать. Сейчас выполняем постановление губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева о перепрофилировании существовавшего центра в полноценную филармонию. Плановая реорганизация должна завершиться к сентябрю 2014 года. 

Начинали с финансово-правового аудита и инвентаризации. Дальше провели аттестацию творческих коллективов и солистов — конечно, без стрессов не обошлось. Многие подозревали, что аттестация направлена на то, чтобы избавиться от неугодных, но поняли, что мы руководствуемся исключительно художественными принципами. Аттестационную комиссию составили из людей безупречной творческой репутации: известный во всем мире баянист профессор Вячеслав Семенов — декан Российской академии музыки имени Гнесиных, всемирно известные музыканты — виолончелист Борис Андрианов и пианист Александр Гиндин, один из руководителей ансамбля «Березка» Ирина Худякова, руководитель капеллы имени Юрлова Геннадий Дмитряк и другие.

Никого в результате не уволили, что тоже вызвало волну удивления. А я исходил из того, что люди должны получить шанс проявить себя в новой ситуации. Одни коллективы были аттестованы без вопросов, другие — условно, с переаттестацией через год. Взглянуть на себя под критическим углом зрения — тоже ведь стимул для самосовершенствования. 

культура: Несмотря на реорганизацию, Вы проводите немало концертов. Уже открыли первый филармонический сезон?
Янбухтин: Нет, только следующий сезон можно будет назвать первым. Сейчас устанавливаем отношения с залами Подмосковья. Здесь существуют и большие, рассчитанные на тысячу мест площадки, и совсем маленькие — на 250–300.

Переходим к нормальному планированию на долгосрочной основе, для чего и проводим тестовые концерты в разных филармонических жанрах, отрабатываем взаимодействие с руководителями ДК и местными органами управления. Нам важно, чтобы все видели серьезность наших намерений и, самое главное, профессионализм, хорошее качество. Работаем над тем, чтобы к сентябрю появилась единая филармоническая афиша для всей Московской области.

культура: Уровень филармонии зависит от того, кто входит в ее состав и кто с ней сотрудничает. Ваши попутчики?
Янбухтин: Александр Гиндин только что стал нашим солистом. Стать солистом любой филармонии, включая нашу, без осознанного решения нельзя. Но мы формируем новый состав к предстоящему первому сезону, в него войдет много звездных имен, поверьте. 

культура: Программы проведенных концертов, названия знаменитых оркестров и имена солистов впечатляют. Расскажите о самых памятных для Вас. 
Янбухтин: 17 января губернатор открыл в Красногорске Год культуры Подмосковья, и филармония организовала концерт. Программу составили классическую — из произведений Прокофьева и Рахманинова. Выступал оркестр «Русская филармония» под руководством Дмитрия Юровского, солировал Александр Гиндин. Спустя четыре дня с той же программой оркестр открыл перекрестный Год культуры России в Великобритании в лондонском «Ройял фестивал холле». Приятно, что Красногорск услышал это первым. В марте состоялся микротур с проектом для детей и взрослых: Красногорск — Серпухов. Прозвучали «Времена года» Вивальди и «Карнавал животных» Сен-Санса, исполнение сопровождалось видеопроекциями. 

культура: Концертную политику как планируете выстраивать? 
Янбухтин: Концертная деятельность будет состоять из двух частей. Первая — регулярные концерты силами наших коллективов и приглашенных партнеров. Вторая — целевые проекты. Приоритетный и необходимый — детский образовательно-просветительский цикл с использованием современных технологий. Использование мультимедиа — отнюдь не дань моде или желание позаигрывать с юными слушателями. Посветить фонариком или развлечь слайдами можно и за пределами концертных площадок. А вот продумать смысловое и технологическое насыщение видеоряда и сделать его эмоциональным, синонимичным с музыкой — совсем другое дело. Один такой проект мы уже реализуем вместе с «Русской филармонией», причем оркестр работает фактически бесплатно. Несколько дней назад в Клину выступил блестящий фортепианный дуэт: Александр Гиндин — Борис Березовский, и тоже речи о гонорарах не возникало. Их и по отдельности трудно «поймать», а тут — дуэт! Наши дорогие партнеры понимают: чтобы что-то создать, нужно время и нужна помощь. И они помогают. Планируем кроссовер-проект с Ольгой Кормухиной, построенный на комбинации симфонической музыки и рока. Еще один план — популярная классика с участием Артема Варгафтика и ансамбля солистов «Эрмитаж». Здесь мы ориентируемся на апробированный проект, существующий в Доме музыки. Почему не перенять полезный опыт? Будем исполнять замечательную советскую музыку, на которой мы выросли. Проект связан с Дунаевскими: в связи с 115-летием со дня рождения Исаака Осиповича и 70-летием Максима Исааковича. 

Задача — охватить широкий круг потенциальной аудитории и постепенно вовлекать в мир музыки жителей Подмосковья. Если мы начнем туром с симфониями Малера, то вряд ли что-то получится. Надо соотносить свои устремления с реальностью.