01.11.2024
Традиционно «Московская осень» — своего рода отчет музыкантов о творческих находках, направлениях поисков, открытиях, больших и малых. Самая представительная и самая старшая по возрасту композиторская организация страны появилась на свет в 1932 году, сегодня она насчитывает в своих рядах более 650 музыкантов. «Московская осень», рожденная в 1979-м, в нынешнем году отмечает свое 45-летие, встречается со зрителями 44-й раз (в год пандемии фестиваль не состоялся) и представляет слушателям во многом обновленную концепцию фестиваля.
В двадцати трех разножанровых программах, проходивших с 6 по 28 октября по преимуществу в Большом зале Московского Дома композиторов, были исполнены сочинения практически каждого пятого члена московского Союза, авторов разных поколений. Открытие фестиваля провели в Большом зале Московской консерватории и посвятили выдающимся композиторам, чья музыка неоднократно звучала в фестивальных программах разных лет и стала классикой отечественной культуры. Сочинения Дмитрия Шостаковича, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Родиона Щедрина исполнил Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» под управлением Сергея Тарарина — чутко, уважительно, проницательно.
В изысканном Концерте для фортепиано и струнных Шнитке и в задиристом Первом концерте юного Щедрина солировала пианистка Екатерина Мечетина, одна из лучших современных исполнительниц новой музыки. Именно ей Родион Константинович поручал фортепианные интерпретации многих премьер своих сочинений и в России, и за рубежом. И в этот раз Мечетина темпераментно, тонко и лихо исполнила столь разнохарактерные опусы, что благодарно оценила публика, до отказа заполнившая Большой зал.
Программа концерта-открытия, названная «Золотые страницы «Московской осени», еще раз продемонстрировала простую истину: казалось бы, непримиримые эстетические разночтения, разнонаправленные стилевые устремления со временем стираются. Словесные дуэли списываются в архив. Остается поле богатого, широкого, разнообразного, но единого художественного пространства отечественный культуры.
Кстати, оркестр «Русская филармония» со своим руководителем также и завершал фестиваль. Премьерные показы симфонических опусов Юрия Воронцова, Павла Струка, Николая Полубоярова, Ефрема Подгайца, Ивана Сошинского в блестящей интерпретации коллектива словно вступали в диалог со своими знаменитыми предшественниками. И оркестровый голос композиторов, наших современников, благородно, достойно, творчески ответил мэтрам прошлого.
Остальные двадцать с лишним программ, а фестиваль проходил в ежедневном формате, показали практически все направления в деятельности столичной композиторской организации. Симфонические концерты соседствовали с камерными и песенным вечерами, народные оркестры — с джазовым и духовым.
На концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации под управлением Игоря Клюнникова слушателей, для которых военная музыка рифмует времена, ратные подвиги, церемонии перемирия, — собралось много. Высокое качество звука, собранность и корректность трактовок разнообразных композиций — от оркестровой фантазии и поэмы до строевого марша — вызывали мгновенный отклик аудитории. На таком же высоком уровне, при аншлаге, прошли и концерты камерных коллективов: оркестра Тверской филармонии «Российская камерата» (дирижер Андрей Кружков) и «Art Incognito» (дирижер Петр Гладыш).
Неожиданной для организаторов оказалась зрительская поддержка композиторского форума. Впервые Дом композиторов организовал интернет-трансляции своих концертов. Количество просмотров каждой программы увеличивалось день ото дня и достигало (при весьма камерном объеме зала) нескольких тысяч. Трудно теперь снисходительно бросить реплику о том, что современная музыка «никому не нужна и уж точно — не интересна». Оказывается, сегодняшние композиторские фантазии, ведомые идеей создания музыкального пространства (каждый автор, впрочем, видит его по-своему), отражающего кипение и противоречия современного мира, находят отклик у перегруженной обилием проблем и информации аудитории.
Фестиваль отразил и еще одну тенденцию современной жизни: полную свободу от любых норм, правил и ограничений. Теперь можно назвать одночастный и отнюдь не виртуозный опус концертом, скромную по размерам вокально-симфоническую картину — симфонией. Или вообще «закатать» вечер «звуковыми обоями». Иначе не получится окрестить старания ансамбля Ceam Artists из Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ), щекочущего нервы присутствующих перформансами «продвинутых» в постижении концептов западной культуры сочинителей. При таких космических по скорости «освобождениях» от жанровых и прочих условностей все научные труды по манере, стилю, формам и музыкальному языку скоро окажутся неактуальными. Но наступит ли время всеобщего хаоса? Посмотрим… Радует, что на другой чаше весов вся сладостная тяжесть и богатство мировой музыкальной культуры.
Неожиданный интерес у слушателей вызвало еще одно нововведение фестиваля: демонстрация видеозаписей недавних премьер театральных сочинений московских композиторов Валерия Кикты (балет «Андрей Рублев»), Романа Львовича (мюзикл «Опасные связи»), Сергея Жукова (балетный триптих «Лики любви») и Баира Дондокова (опера «Эрехэн»), премьеры которых состоялись в Санкт-Петербурге, Астрахани, Новосибирске, Уфе и Улан-Удэ. Сочинения москвичей звучат по всей стране. Но нынешняя «Осень» приветствовала в своих программах и зарубежных коллег, и соотечественников из Костромы, Ростова, Санкт-Петербурга, Челябинска.
Поддержку фестивалю оказали Министерство культуры Российской Федерации, Союз композиторов России, радио «Орфей». Новый председатель союза Сергей Жуков и оргкомитет фестиваля постарались выйти из своего цехового пространства, расширив географические рамки, — симфоническая программа «Московская осень на Волге» в Ярославле собрала полный зал. Музыканты Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра, ведомые маэстро Василием Валитовым и при помощи дирижеров Анатолия Оселкова и Алексея Чугаева, привели зрителей в восторг. Оргкомитет смотра ввел и опробовал новые формы организации концертов, простимулировал создание электронных буклета и программ. Наконец, выпустил и новый сайт. И у него это получилось красиво, достойно и содержательно.
Фотографии: Данила Королёв/представлены Союзом московских композиторов.