Композитор Александр Чайковский: «За будущее русской музыки я совершенно спокоен»

Татьяна ФИЛИППОВА

10.06.2022

Композитор Александр Чайковский: «За будущее русской музыки я совершенно спокоен»

Материал опубликован в №5 печатной версии газеты «Культура» от 26 мая 2022 года.

В Москве 14 июня стартует Международный конкурс пианистов, дирижеров и композиторов имени Сергея Рахманинова.

На площадках Московской государственной консерватории и Московской государственной академической филармонии с 14 по 27 июня 2022 года впервые пройдет Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова. Официальное открытие состоится 15 июня в Большом зале Московской консерватории.

Конкурс организован в преддверии 150-летия со дня рождения выдающегося русского композитора, которое мы отметим в 2023 году. Он будет проводиться по трем специальностям, каждая из которых занимала большое место в жизни и творчестве Сергея Рахманинова: фортепиано, композиция и дирижирование.

На конкурс поступило 529 заявок из 33 стран мира. Наибольшее количество заявок было подано в номинации «дирижирование» — 210, затем следуют номинации «фортепиано» — 167 заявок и «композиция» — 152 заявки. К участию приглашались пианисты не младше 16 и не старше 32 лет (включительно, на момент открытия конкурса), дирижеры — не старше 45 лет. По специальности «композиция» участники допускались без возрастных ограничений. Подача заявок осуществлялась онлайн через официальный сайт конкурса: помимо необходимых документов, пианисты и дирижеры предоставляли видеозаписи исполнения музыкальных произведений, а участники по специальности «композиция» — ноты сочинений, написанных специально для конкурса и ранее не публиковавшихся.

Художественный руководитель и инициатор проведения конкурса — российский пианист, народный артист РФ Денис Мацуев — возглавит работу жюри по специальности «фортепиано». Дирижерский конкурс курирует Валерий Гергиев, конкурс композиторов — Александр Чайковский.

В интервью «Культуре» Александр Чайковский рассказал, как будет проходить отбор по композиторской специальности.

— Мне кажется очень важным, что у нас будут номинации дирижеров и композиторов. Дирижерского конкурса у нас нет, он давно назрел, а что касается композиторского — он есть, но не такого серьезного уровня, как Конкурс имени Сергея Рахманинова. Победители получат солидные премии, а кроме того, сам принцип отбора серьезный. Конкурсанты должны представить не просто какое-то сочинение, а фортепианный концерт и фортепианную сольную пьесу.

Задание узконаправленное, но довольно трудное, потому что фортепианную музыку сейчас писать трудно — за сотни лет для рояля написано такое чемпионское количество произведений, что придумать что-то интересное и новое композитору непросто, — это первое. А второе — чтобы писать для фортепиано, надо хорошо знать этот инструмент. Сейчас молодежь все пишет на компьютерах и, к сожалению, иногда плохо владеет инструментом или не владеет вообще. Это дополнительные препятствия, но главное то, что участнику композиторского конкурса надо представить два сочинения, а не одно. Я предложил ввести это условие и очень рад, что мое предложение было принято, потому что оно позволяет узнать автора более широко.

Конкурс исполнителей проходит в три тура. Даже если исполнитель не пройдет во второй тур, мы услышим сорокаминутную программу, которую он подготовил. А если он дойдет до третьего тура, мы слушаем практически три его сольных концерта.

На композиторский конкурс в подавляющем большинстве случаев человек представляет одно сочинение, которое звучит от десяти до пятнадцати минут. Во всех международных конкурсах мы его оцениваем по одному сочинению. По сравнению с исполнительскими конкурсами это просто комично — одно произведение, по сути, ничего не говорит об авторе. Поэтому хорошо, что на этот раз мы услышим одно очень серьезное сочинение, концерт для фортепиано с оркестром, и второе сочинение для соло фортепиано, — это уже более развернутая палитра автора. Такого конкурса в мире я не знаю.

По условиям конкурса из ста пятидесяти с лишним заявок было отобрано сорок пять, жюри их рассмотрело и оставило двенадцать. Произведения этих двенадцати авторов будут играться живьем, а в финал должны пройти шесть. Мы будем слушать их опять же живьем, что очень редко бывает на международных конкурсах, где это происходит лишь на финале. Здесь мы два дня будем слушать двенадцать концертов с оркестром и целый день — произведения для соло фортепиано, так что картина будет более объективная.

— Вы ожидаете открытий?

— Что станет открытием, показывает время, но я вижу два-три, а может быть, и четыре сочинения очень достойных. Если мы действительно услышим одно-два, которые понравятся и их станут играть, думаю, конкурс можно считать успешным.

— Как вы считаете, на отношение к конкурсу повлияли события последних месяцев?

— Мне трудно сказать, поскольку заявок было очень много.

— И никто не отозвал свою заявку?

— Насколько мне известно, нет. Я думаю, что гораздо больше повлияла пандемия, потому что конкурс должен был состояться год назад, его перенесли на 2022 год, и вот это вызвало много вопросов. Знаете, когда один раз переносят что-то, народ начинает сомневаться, будет это или нет. И в декабре, когда объявили даты конкурса, меня очень многие просили подтвердить, что он состоится.

— Как вы считаете, может ли пострадать русская музыка от бойкота, который ей объявили во многих странах мира?

— Русская музыка ни от чего пострадать не может, потому что она замечательная, богатая и сейчас уже не уступит немецкой, французской и итальянской, несмотря на то что развивалась позже. Но вот уже третий век она обогащается шедеврами, и эти шедевры не кончились Шостаковичем, Прокофьевым и Рахманиновым. Я считаю, что мы очень плохо пропагандируем музыку позднего советского периода и новую российскую, потому что она высочайшего класса. Поэтому люди, которые ее запрещают, уйдут, а музыка останется, ее невозможно запретить. Какой пианист может обойтись без музыки и концертов Рахманинова, Прокофьева или Скрябина, точно так же, как без музыки Шопена или Бетховена? За русскую музыку я совершенно спокоен.

В преддверии открытия Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова стартовал специальный культурно-просветительский онлайн-проект «Мой Рахманинов». Объявляя его, министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова подчеркнула, что проект выполняет особую миссию: «Вы сможете больше узнать о жизни Сергея Васильевича, услышать отрывки из его писем и интервью».

«Мой Рахманинов» объединит серию интервью известных во всем мире музыкантов, которые расскажут, какую роль в их жизни сыграла музыка Рахманинова. Вторая часть проекта — письма и интервью композитора. В проекте примут участие Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Валерий Полянский, Юрий Башмет, Ильдар Абдразаков, Николай Цискаридзе, Фабио Мастранджело, Владимир Овчинников, Дмитрий Бертман, Александр Рамм, Константин Емельянов, Полина Осетинская и другие деятели искусства.

Фотографии: Photoxpress, на анонсе - предоставлена пресс-службой Конкурса им. С. Рахманинова.