Smokie: зажженные в СССР

Денис БОЧАРОВ

02.04.2013

3 апреля в питерском ДК им. Горького и 4-го — в столичном «Крокус Сити Холле» пройдут концерты британской группы Smokie. Давненько их не было в России, хотя несколько лет назад казалось, что музыканты здесь поселились.

У наших меломанов к этому коллективу особый счет. Шутка ли, в Советском Союзе Smokie были одной из немногих официально разрешенных западных групп. В то время, когда отечественные рок-болельщики обменивались бобинами с записями Deep Purple, Led Zeppelin, Slade и Kiss, пластинки Smokie лежали на прилавках музыкальных магазинов. Хотя не залеживались — лонгплей с лучшими песнями группы был одним из главных бестселлеров советского «винилпрома». Под такие треки, как «I’ll Meet You At Midnight», «Living Next Door To Alice», «What Can I Do», «Changing All The Time» и некоторые другие, можно было не только попрыгать на закрытых дискотеках — порой эти опусы звучали и на всесоюзном радио.

Однако тот небывалый успех, который группа имела на советских просторах, а также в ряде стран Восточноевропейского блока, уравновешивался более чем скромным уровнем популярности Smokie на протяжении большей части их карьеры в родной Великобритании. Не говоря уже о Соединенных Штатах, где об этой команде вообще едва ли кто слышал. Самый крупный успех брэдфордского коллектива связан с синглом «If You Think You Know How To Love Me», достигшим в 1975 году третьей строчки национального английского хит-парада (когда название группы еще писалось как Smokey). Объяснить довольно прохладное отношение к этим парням на родине можно, пожалуй, только тем, что в Британии в области популярной музыки всегда была жесточайшая конкуренция. И незамысловатый поп-рок Smokie, несмотря на весьма приличное исполнение и слаженное многоголосие, на фоне огромного количества групп и исполнителей впечатления на английскую аудиторию не производил.

Свой круг поклонников у коллектива, однако, был, что позволило Smokie просуществовать в неизменном составе (вокалист/гитарист Крис Норман, гитарист Алан Силсон, басист Терри Аттли и барабанщик Пит Спенсер) более десяти лет, спокойно выпуская пластинки и колеся по европейским просторам с концертами. Однако в 1986 году Норман решил посвятить себя сольной карьере — он практически порвал с рокерским прошлым и превратился в заурядного эстрадного певца, исполняющего песни, написанные для него Дитером Боленом. Такие приторные шлягеры, как «Midnight Lady» и «Some Hearts Are Diamonds», по сей день терроризируют отечественные радиочастоты.

Уход Нормана не уничтожил группу, хотя и без того невеликий уровень ее популярности, казалось, и вовсе начал сходить на нет. Но парни не унывали: они наняли клавишника, поменяли барабанщика, а место у микрофонной стойки занял вокалист Алан Бартон, и голосом, и даже внешностью напоминавший своего предшественника. Именно в таком составе Smokie впервые приехали в Россию в апреле 1991 года. Сегодня сложно представить, что эта группа может отыграть несколько аншлаговых концертов на самой большой московской крытой площадке (спорткомплекс «Олимпийский»), однако более двадцати лет назад дело обстояло именно так. Наряду с Black Sabbath, Nazareth, Элтоном Джоном и Билли Джоэлом Smokie явились одними из первых западных рок-гастролеров, посетивших нашу страну. Тот интерес к их визиту в стане изголодавшихся российских меломанов представлялся вполне очевидным.

После теплого приема, оказанного группе отечественной публикой, Smokie наведывались к нам неоднократно, став — вместе с Deep Purple, Scorpions и Uriah Heep — наиболее часто приезжающими в Россию западными музыкантами.

В 1995 году во время турне по Германии в автокатастрофе погиб Алан Бартон (с тех пор главным запевалой является Майк Крафт), еще через год коллектив покинул Алан Силсон, и сегодня из золотого состава в группе остался лишь басист Терри Аттли.

То обстоятельство, что Smokie не приезжали к нам уже сравнительно давно, дает организаторам концерта надежду, что группа соберет довольно приличный по вместимости зал, коим является «Крокус Сити Холл». А ведь некоторое время назад, когда музыканты пели чуть ли не в кабаках и на отнюдь не самых крутых корпоративах, это представлялось маловероятным. Впрочем, какое бы место ни занимали Smokie в иерархии рока, какая бы роль ни была им уготована в истории популярной культуры, непритязательного очарования таких песен, как «I Can’t Stay Here Tonight», «Lay Back In The Arms Of Someone», «Back To Bradford», «Pass It Around», «Don’t Play Your Rock And Roll To Me», никто не отменяет.