От балалайки до Гершвина

Денис БОЧАРОВ

27.12.2021

От балалайки до Гершвина

Новые релизы фирмы «Мелодия»

Александр Николайчук, балалайка

Елизавета Байкова, фортепиано

«Two Sides/Две стороны»

Мелодия

Вниманию меломанов предлагается дебютный альбом балалаечника Александра Николайчука. В программе, наряду с традиционными фольклорными «хитами», звучат переложения пьес Дакена, Рамо, Скарлатти, Моцарта. Своеобразной «вишенкой» на столь роскошном музыкальном «торте» является вершина русской симфонической виртуозности – знаменитый «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Фортепианные партии исполняет Елизавета Байкова.

Чарующее звучание русской балалайки музыкальный мир открыл для себя более ста лет назад. Благодаря усилиям блистательного инструменталиста Василия Андреева «убогий, с виду несовершенный инструмент» (по словам самого маэстро) обрел ни с чем не сравнимый шарм и стал подлинным выразителем русского народного духа.

В XXI веке репертуар для балалайки вышел далеко за «фольклорные» рамки. Сегодня этому инструменту покорны самые разные жанры – от традиционной эстрады до рок-н-ролла и от классического блюза до нью-эйджа. Артист нового поколения, лауреат более двадцати всероссийских и международных конкурсов, солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова, Александр Николайчук является одним из тех, кто революционизировал представление неравнодушных слушателей об этом «самом русском инструменте». Уже не первый год музыкант с успехом представляет искусство игры на балалайке на лучших концертных площадках мира.

Идея обозреваемого альбома родилась у артиста вскоре после прошедшего с фурором выступления в Страсбурге в 2020 году. По признанию Николайчука, Two Sides – своего рода альбом-концерт, концепция которого явственно обозначена в названии диска. Исполнитель действительно предлагает посмотреть на балалайку с разных сторон. Первая часть программы призвана сломать стереотипы о балалайке как об исключительно «народном» инструменте: переложения сочинений французского и итальянского барокко, Рондо Моцарта-Крейслера, «Хоровод гномов» Баццини звучат в исполнении Александра эффектно, органично и свежо. Во второй части пластинки представлены пьесы золотого репертуара, «классики» балалаечного искусства, а также сочинение современного композитора Анатолия Кусякова – сонату для балалайки и фортепиано. В роли звукорежиисера выступил Дмитрий Чувелев, запись совсем свежая – датируется 2021 годом.

Александр Загоринский

«Чайковский, Вайнберг, Дворжак»

Мелодия

Диск представляет собой подборку концертных произведений для виолончели Антонина Дворжака, Петра Чайковского и Мечислава Вайнберга. В записи нового альбома Александра Загоринского принял участие симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина.

Зарубежная музыкальная пресса не скупится на похвалы в адрес талантливого российского виолончелиста: «Мастер инструментальной музыки первой величины», «Особое удовольствие встретить такое эмоциональное и законченное исполнение» – таковы одни из многих восторженных оценок, данных заслуженному артисту России, профессору РАМ имени Гнесиных ведущими мировыми музыкальными специалистами.

Александр Игоревич начинал свой творческий путь солистом-концертмейстером оркестра Московской филармонии, и вот уже более двух десятилетий ведет активную концертную деятельность, выступает с крупнейшими музыкантами России и зарубежья. В богатом репертуаре мастера представлены виолончельные произведения, созданные лучшими композиторами на протяжении четырех (!) столетий.

Первая запись Александра Загоринского на фирме «Мелодия» вышла в 2015 году. Программа предлагаемого диска объединяет жемчужину русской виолончельной музыки «Вариации на тему рококо» Чайковского, дворжаковский виолончельный концерт (одно из популярнейших произведений чешского классика, законченное в конце ХIХ столетия), а также «Фантазию для виолончели с оркестром», вышедшую из-под пера Вайнберга…

Симфонический оркестр Белгородской филармонии, аккомпанирующий Загоринскому на данном диске, в позапрошлом году отметил свой 25-й концертный сезон успешными гастролями в Концертном зале имени Чайковского в Москве. С 2006 года Белгородским оркестром руководит Рашит Нигаматуллин – один из наиболее востребованных отечественных дирижеров нового поколения, представитель школы Геннадия Рождественского. Фонограмма записана в Белгородской государственной филармонии в октябре 2020 года.

Екатерина Мечетина

«Гершвин, Равель. Концерты для фортепиано»

Мелодия

В исполнении одной из ярчайших представительниц российской фортепианной школы, заслуженной артистки России Екатерины Мечетиной звучат Первый фортепианный концерт Мориса Равеля и чуть менее известный (но от этого не менее ценный с сугубо эстетической точки зрения) концерт Джорджа Гершвина.

«Зачем вам становиться второсортным Равелем? Вы и так уже стали первосортным Гершвином» – так сказал французский мэтр молодому американскому коллеге, прибывшему в Париж с намерением брать у него уроки композиции. Однако справедливости ради необходимо подчеркнуть, что два концертных опуса Джорджа Гершвина были написаны раньше равелевских. Фортепианный концерт (1925) последовал за роскошной «Рапсодией в стиле блюз» и, хоть и не разделил ее триумфа, остался ярким образцом синтеза классики и джаза. Что же касается концерта Мориса Равеля Соль мажор, то его премьера состоялась в 1932 году и стала, по сути, последним ярким событием в жизни французского классика.

Соединение на одном диске столь различных, но прекрасно знакомых с творчеством друг друга композиторов позволяет по-новому взглянуть на фортепианную музыку ХХ века, которая занимает важнейшее место в репертуаре Екатерины Мечетиной. «Она – просто чудо! Сенсация!» – так отозвался о Екатерине Васильевне композитор Родион Щедрин, доверивший молодой пианистке премьеру своего последнего фортепианного концерта.

В десятилетнем возрасте она впервые вышла на большую эстраду, через год получила свой первый Гран-при, и вот уже более трех десятилетий продолжается ее исполнительская, педагогическая и общественная деятельность в России и мире.

Программу настоящего альбома пианистка записала с Красноярским академическим симфоническим оркестром, одним из ведущих коллективов русской Сибири, отметившим в этом году свое 45-летие. С 2015 года оркестром руководит дирижер Владимир Ланде (США). Под его началом коллектив заслужил международное признание; он регулярно с успехом выступает на крупнейших концертных площадках России.