Карнавал юбилейных релизов от «Мелодии»

Денис БОЧАРОВ

12.11.2021

Карнавал юбилейных релизов от «Мелодии»

За последнее время наш прославленный звукозаписывающий лейбл выпустил несколько аудиопроектов — фонограмм, приуроченных к знаменательным круглым датам из мира музыки. Предлагаем вашему вниманию обзор некоторых из этих записей.

Рудольф Баршай

Московский камерный оркестр

«Моцарт. Симфония № 40»

55 лет назад, в 1966-м, на концерте в Большом зале Московской консерватории Московский камерный оркестр под управлением Рудольфа Баршая исполнил симфонию соль минор Вольфганга Амадея Моцарта, которая более известна просто как 40-я симфония. Трудно назвать более популярное оркестровое сочинение австрийского гения, хотя при его жизни оно прозвучало лишь однажды. Сегодня 40-я симфония доступна в сотне интерпретаций — архивных и современных, в традиционном и «аутентичном» вариантах…

Создателя и главного дирижера Московского камерного оркестра (кстати, первого в СССР камерного коллектива), давшего советской публике возможность по-новому услышать музыку барокко и классицизма, не отягощенную оркестровыми «излишествами», еще при жизни называли «человек-легенда», «человек-эпоха». Концерты Рудольфа Баршая и его оркестра в 1960-е годы воспринимались как откровения.

С маэстро мечтали играть крупнейшие мастера исполнительского искусства, для него сочиняли новые опусы выдающиеся советские композиторы. Но главной точкой притяжения в его репертуаре всегда оставался Моцарт: симфонии, концерты, серенады и дивертисменты великого уроженца Зальцбурга постоянно звучали на концертах Рудольфа Борисовича и записывались в студии.

Самое знаменитое симфоническое полотно Амадея — не исключение: студийную запись 40-й симфонии «Мелодия» неоднократно переиздавала (правда, после отъезда Рудольфа Баршая за рубеж пластинка выходила без имени дирижера на конверте), но именно концертная запись симфонии более полувека оставалась неизвестной. И сегодня «Мелодия» восполняет этот досадный пробел, впервые публикуя данную фонограмму.

Юрий Фаворин, фортепиано

«Ференц Лист. Годы странствий»

В год 210-летия со дня рождения Ференца Листа «Мелодия» представляет запись концерта Юрия Фаворина, состоявшегося в октябре позапрошлого года. Тогда крупнейший в истории фортепианной музыки цикл «Годы странствий» прозвучал в исполнении Юрия Фаворина целиком. Это фундаментальный труд — недаром издан он в формате трехдискового бокс-сета.

Юрий Владимирович — лауреат множества российских и международных конкурсов. Яркий и неординарный музыкант, Фаворин, несомненно, выделяется среди поколения тридцатилетних исполнителей. В его репертуаре музыка Моцарта, Бетховена, Шуберта, Метнера, Мясковского, Прокофьева, Ребикова, Мессиана. И особое место в программах пианиста занимает творчество Ференца Листа.

Цикл «Годы странствий» создавался венгро-немецким классиком почти полвека (от первых сочинений 1830-х годов до последнего десятилетия его жизни). В этих пьесах композитор размышляет на тему таких вечных понятий, как природа, живопись, поэзия, литература, скульптура, история, философия, религия... Некоторые из масштабных виртуозных фортепианных поэм этого цикла при жизни Листа мог исполнять только он сам.

Запись, предлагаемая на настоящем релизе, была осуществлена Юрием Фавориным в Московском концертном зале «Зарядье». Звукорежиссер фонограммы — Михаил Спасский. Помимо трехдискового CD, альбом доступен на всех главных цифровых порталах: Apple Music, YouTube, Яндекс.Музыка, Spotify.

София Губайдулина

«Коллекция»

Вниманию искушенных меломанов предлагаются записи сочинений Софии Губайдулиной — издание приурочено к 90-летию композитора. Более полувека назад София Асгатовна написала свои первые сочинения, примкнув к радикальному крылу советского авангарда и попав в список, названный «хренниковской семеркой».

Напомним, группа из семи композиторов (среди которых были также Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артемов и Эдисон Денисов) была подвергнута суровой критике на VI съезде Союза композиторов в ноябре 1979 года. В течение многих лет их имена были в «черном списке» на радио, телевидении и в концертных организациях. Но, несмотря на препятствия, возникавшие на пути незаурядного автора, и тогда, и годы спустя Губайдулина сохранила уникальность собственного голоса — выдержала и музыкальное диссидентство, и «испытание гласностью».

На альбоме представлены камерно-инструментальные сочинения Софии Губайдулиной для виолончели, фагота, баяна и ударных: De profundis и Et exspecto для баяна; шесть прелюдий для виолончели соло; Concordanza для камерного ансамбля; Detto II для виолончели и ансамбля; Quasi hoquetus для фортепиано, альта и фагота; Концерт для фагота и низких струнных; Misterioso для семи ударников.

Среди исполнителей, которых мы слышим на записи, известные инструменталисты — Фридрих Липс, Александр Ивашкин, Иван Монигетти, Александр Бахчиев, Ольга Множина, Валерий Попов, а также Ансамбль солистов Государственного Академического Большого театра, Камерный оркестр Росконцерта, Ансамбль солистов Государственного Академического симфонического оркестра СССР, Ансамбль ударных инструментов Государственного Академического Большого театра. За дирижерским пультом стоят Александр Лазарев, Юрий Николаевский, Петр Мещанинов. Записи датируются 1977–1991 годами.