«Первобытный перформанс» как средство познания страны: этнофестиваль «Музыки мира» в Санкт-Петербурге

Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург

13.08.2021

«Первобытный перформанс» как средство познания страны: этнофестиваль «Музыки мира» в Санкт-Петербурге

«Заграничная» часть программы смотра сокращена, а российская бьет рекорды популярности.

14 и 15 августа Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства проводит VI Международный этнический фестиваль «Музыки мира». В программе — выступления коллективов из России и Казахстана, необычайное жанровое разнообразие музыкального материала и обширная дополнительная программа. Все мероприятия фестиваля свободны для посещения благодаря поддержке Фонда президентских грантов. Они вызвали ажиотаж: регистрация для участия оказалась закрыта задолго до начала смотра.

У «Музык мира» практически нет конкурентов в нашей стране. Этнофестивалей в России проводится много. Но, как правило, они носят локальный характер, собирая участников того или иного конкретного региона. Или же скатываются в коммерчески ориентированную «среднерусскую» этнику, соседствующую с торговлей языческими амулетами, медом и клюквой. «Музыки мира» же изначально были задуманы в музее как событие, способное популяризировать петербургскую коллекцию уникальных музыкальных инструментов, даже названия которых неизвестны большей части публики. Конечно, сами музейные экспонаты только демонстрируются, но приглашенные со всего мира участники фестиваля показывают в Петербурге свое мастерство и свои инструменты, таким образом «озвучивая» музейные раритеты.

Увы, в этом году география фестиваля резко сократилась из-за ковидных ограничений. В Петербурге, помимо российских коллективов, выступят только гости из Казахстана — этно-фольклорный ансамбль HasSak. Изменится и сама атмосфера выступлений: на смену лаунжу под открытым небом, так гармонирующему с самим духом музыкальной этники, придут концерты на закрытых площадках в Шереметевском дворце и ТЮЗе имени Брянцева. Суровые требования Роскомнадзора необходимо исполнить, но это лучше, чем полный уход в онлайн, который случился с фестивалем в прошлом году. Разумеется, концерты «Музык мира» будут транслироваться в Сети. Ведь организаторам фестиваля есть что показать не только петербургской публике, но и огромной российской аудитории.

Начнем с больших концертов. Их будет два. Программа первого дня фестиваля начнется выступлением красноярского коллектива Otyken, участники которого называют себя сибирскими аборигенами. Это действительно так: в основе их музыкальных спектаклей лежат традиции одного из коренных народов Центральной Сибири — чулымцев. Ставка сделана не только на аутентичность, но и на зрелищность: в этом «первобытном перформансе» горловое пение обрамлено современным битбоксом, бубны затянуты кожей маралов, сами участники группы облачены в звериные шкуры, что не исключает использования саксофона во время концерта. Такая этноэклектика вызывает большое одобрение у молодой аудитории, что доказывает молниеносный успех в Сети нового альбома коллектива под названием Kykakacha, который записан в июне и будет представлен на петербургском фестивале.

В этот вечер на сцену виртуально, по видеосвязи выйдет еще один красноярский коллектив «Харди Гарди». Это будет совсем другая музыка: музыканты черпают вдохновение как в русских, так и в ирландских традициях. Эти современные трубадуры играют не только на привычной гитаре, но и на кельтской арфе и вистле (разновидность флейты), предпочитая обращаться к авторским сочинениям.

Этно-джаз с русскими мотивами будет представлен петербургской группой Settlers, которая вплетает традиционные напевы в современное звучание, миксуя плавность хороводов с ярко выраженными джазовыми ритмами. Недавно коллектив выпустил альбом «У заветного столба» — несколько философский, посвященный человеческому пути от рождения до смерти. Композиции из него прозвучат на фестивале. Столицу в первый вечер представит Moscow Klezmer Band, в творчестве которого музыка еврейских местечек соседствует с балканскими и восточными мотивами. А завершится концерт бурятско-монгольским этно-роком в исполнении группы Namgar. У коллектива есть два козыря. Первый — потрясающий вокал Намгар Лхасарановой, по достоинству оцененный и у нас в стране, и в самом дальнем зарубежье. Второй козырь — мастерство музыканта Евгения Золотарева, который овладел игрой на бурятских музыкальных инструментах хомус, чанза и морин хуур. Вся эта экзотика сведена вместе с современными традициями этно-фьюжна в новом альбоме Nayan Navaa, и это станет еще одной премьерой на «Музыках мира».

15 августа большой концерт откроет московский коллектив «Дара Яра». Музыкальный материал участники группы собирают в экспедициях, а традиционные балалайка и жалейка у них соседствуют с калимбой, диджериду (духовой инструмент австралийских аборигенов), кахоном (перуанский барабан) и дарбукой (ближневосточный ударный инструмент). Казанская группа Juna, популяризирующая высокую татарскую поэзию, и мантра-коллектив из Москвы Go Kirtan продолжат программу. После будет немного электробалалайки от проекта Balalounge. Завершится фестиваль выступлением хедлайнера — казахстанской группы HasSak, увенчанной Гран-при конкурса World Music Vision в Эр-Рияде (2019 год). Традиционная казахская музыка и военные песнопения древних тюрков, положенные на современные ритмы, производят сильное впечатление на любителей фольклора по всему миру.

Дополнительная программа фестиваля включает в себя экскурсии по собранию Музея музыкального искусства и различные мастер-классы. Московский балалаечник Даня Воронков проведет со всеми желающими коллективную импровизацию, петербургский ансамбль Skripel & Skripitsa пригласит на лекцию-концерт, посвященную русской традиционной скрипке. Также тех, кто успел зарегистрироваться, ждут мастер-классы игры на гуслях и традиционных английских танцев.

Художественный руководитель фестиваля «Музыки мира» Ирина Ярославцева рассказала «Культуре» о том, чем организаторы гордятся и что пока не получилось.

— К сожалению, мы были очень ограничены в приглашении зарубежных гостей и рассматривали только ближайшие страны, с которыми открыты транспортные коридоры. То, что к нам приехала группа HasSak, — большая удача. Это консерваторские музыканты, потрясающие мастера с драйвом и любовью к своему делу. Не получилось организовать давно запланированный приезд на фестиваль коллективов из Эстонии, Финляндии и Норвегии, но эти планы остаются в силе, лишь бы позволила ситуация с ковидом. Наше главное достижение — популяризация наследия российских народов и этносов. То, что мы можем помогать творческой молодежи в ее поисках. Красноярск, Горный Алтай, Тува, Башкирия, Бурятия — у нас множество регионов, в которых сильны местные музыкальные традиции. А мы, находясь в Санкт-Петербурге, заполненном классической музыкой, можем легко забыть, как многоголоса сама Россия. Мы не слышим этнической музыки. И наш фестиваль, по сути, помогает людям открыть свою страну. Интерес к этому огромен: поспособствовала пандемия, заставившая нас путешествовать по России и открывать новые места, которые еще долго оставались бы в тени. А этническая музыка позволяет перенестись в самые отдаленные уголки нашей Родины, оставаясь при этом в концертном зале или наблюдая за трансляцией. Мы горды выполнять такую миссию. 

На фото: группа HasSak. На анонсе: группа Namgar. Фотографии предоставлены пресс-службой этнического фестиваля «Музыки мира».