Кабы я была царица…

Евгения КРИВИЦКАЯ

28.02.2014

?ь к юбилею Николая Андреевича Римского-Корсакова.

170 лет со дня рождения — повод вспомнить если не все 15 опер юбиляра, то хотя бы самые яркие страницы наследия «русского Вагнера». Пока в Большом театре восстанавливали «Царскую невесту», в ММДМ обратились к следующей за ней по хронологии «Сказке о царе Салтане». На фестивале благодаря оркестру «Русская филармония» она предстала литературно-музыкальной композицией с видеорядом — в популярном ныне просветительском формате для юных слушателей. Родителям это явно показалось заманчивым, и, несмотря на стандартное «взрослое» начало — в семь часов вечера, многие пришли с детьми. Ребятишки с восторгом рассматривали красочные проекции: вот на пенистых волнах покачивается бочка, потом картинка меняется на пейзаж острова Буяна, появляется Царевна-Лебедь и так далее… Не заимствуя буквально, анонимные авторы видео, несомненно, «цитировали» знаменитые иллюстрации Билибина и опирались на стилистику одноименного мультфильма Льва Мильчина.

Создавая сценарий, оркестр «Русская филармония» и дирижер Сергей Тарарин доверились подсказкам композитора. Дело в том, что Римский-Корсаков поместил в партитуре несколько стихотворных фрагментов в виде эпиграфов перед симфоническими эпизодами. Знакомые нам всем с детства строки Пушкина — «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» — звучали в исполнении актера Петра Татарицкого, безраздельно завладевшего вниманием аудитории. Не прибегая ни к каким внешним сценическим эффектам, меняя лишь интонацию и темп речи, он лихо перевоплощался в персонажей сказки: в сварливых сестер царицы, в Гвидона, купцов…

Певцы, исполнявшие отдельные арии — Екатерина Миронычева (Милитриса), Александр Захаров (Гвидон), Ирина Самойлова (Царевна-Лебедь), поначалу даже проигрывали в эмоциональном плане. Но во второй части, подзарядившись энергетикой чтеца, запели более раскованно и выразительно. Безусловно, выделялся среди солистов бас Михаил Гужов. Вот его Салтан, поначалу страдающий от одиночества, а затем обретающий жену и сына, убедил с первых нот.

А завершилась эта лубочная история симфонической картиной «Три чуда». Любимые герои — белка, грызущая драгоценные орешки, тридцать три богатыря с дядькой Черномором, Царевна-Лебедь — ожили не только на экране, но и в роскошном оркестровом звучании.

Впереди еще четыре вечера с Римским-Корсаковым. Солисты Большого театра Александра Дурсенева и Всеволод Гривнов познакомят с романсами и фрагментами из «Снегурочки», «Майской ночи», «Садко», «Царской невесты». Также перелистают страницы опер сопрано Анна Аглатова и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова предстанет в контексте музыки его учеников Отторино Респиги и Игоря Стравинского. Этот проект подготовлен силами Большого театра — оркестровым ансамблем и певцами Богданом Волковым и Олегом Цыбулько. Завершится фестиваль 11 марта: остроумная «быль-колядка» «Ночь перед Рождеством» по Гоголю прозвучит в проверенном концертном исполнении Госкапеллы России с Валерием Полянским.