Рождество после конца света

Евгения КРИВИЦКАЯ

13.01.2013

В Римско-католическом Кафедральном соборе состоялась российская премьера симфонии «Новый Иерусалим» Андреса Уйбо. Эстонский органист и композитор давно размышлял о содержании 21-й главы «Откровения Иоанна Богослова», где говорится о преображении мира в «конце времен» — о том, что будет по ту сторону земного странствия человечества, когда вся история спасения увенчается явлением «Небесного Иерусалима». Для музыканта важно, что «христиане ожидают грядущего во Славе Христа с радостью, превосходящей радость ожидания Рождества: смерть для них — не конец, а начало пути...» Сначала Уйбо сочинил симфонию для органа и показал ее фрагмент прошлым летом здесь же, в Кафедральном соборе. Но тема не отпускала композитора, он чувствовал необходимость в более масштабном звуковом решении. В новой редакции нисхождение Града Небесного мощно и истово приветствовали орган, симфонический оркестр и хор. Избегая иллюстративности, композитор предпочел пойти по пути воссоздания особого молитвенного состояния. Для развития темы он избрал технику минимализма, многократно повторяя мелодические формулы, кружащиеся как литании.

То, что исполнение симфонии «Новый Иерусалим», имеющей подзаголовок «Апокалипсис», состоялось после несостоявшегося «конца света» — символично. Именно чувством напряженного ожидания пронизаны первые три части симфонии, тогда как финал являет видение «Нового Иерусалима», сверкающего в основании драгоценными камнями. К финальному апофеозу сосредоточенно вели слушателей хор «Благовест», симфонический оркестр радио «Орфей» (дирижер — Андрей Яковлев) и органист Алексей Шмитов. Короткие текстовые эпиграфы помогали настроиться и понять содержание каждой части. Концерт стал кульминационной точкой Международного фестиваля, проходившего между католическим и православным Рождеством. Организатор — Благотворительный фонд «Искусство добра» — преследовал экуменические цели, объединяя рождественские традиции разных стран. В программах музыка Баха мирно соседствовала с польскими колядками, а духовные сочинения Бортнянского и Чеснокова — с Шубертом и Мендельсоном. Кроме «Апокалипсиса» была и еще одна премьера: на открытии фестиваля Капелла имени Юрлова впервые познакомила публику с тремя духовными хорами Алексея Рыбникова.

В этом году фестиваль «Европейское рождество» вышел за пределы одной площадки. Кроме Римско-католического Кафедрального собора, организаторы охватили несколько городов: в Тулу, Владимир, Тамбов отправились музыканты, а также провели концерт в Первом московском хосписе.