Юрий Лоза: «Рэпером может стать любой»

Денис БОЧАРОВ

01.02.2019

1 февраля автору и исполнителю полюбившихся многим песен «Я умею мечтать», «Заповедные места», «Сто часов», «Пой, моя гитара» и, конечно же, «Плот» исполняется 65 лет. «Культура» пообщалась с одним из наиболее известных отечественных поп-рок-артистов.

культура: Как планируете отметить день рождения? Юбилей в кругу друзей или концерт, состоящий из лучших хитов?
Лоза: Вряд ли буду уделять какое-то особое внимание этой дате. После пятидесяти юбилеи заканчиваются. Полтинник можно отгулять широко, а все последующие «пятилетки» носят весьма пессимистический характер: иными словами, «до» движется как бы по нарастающей, а «после» следует неизбежный спад. Зачем специально на этом сосредотачиваться?

культура: А вообще с концертами часто выступаете?
Лоза: В последнее время не очень, хотя всегда открыт для общения, переговоров и прочих организационных моментов. Но, знаете, не слишком частые мои появления на публике — в большей степени мое личное решение, нежели следствие обстоятельств. Предложения выступить поступают регулярно. Я не ставлю перед собой глобальных задач, поэтому не устраиваю грандиозных туров. Если раньше легко мог сорваться с места и отправиться в длительный музыкальный вояж, то сейчас, в силу возраста, планировать масштабные гастроли, сопряженные с утомительными переездами, большого желания нет.

Однако самый главный аспект заключается в следующем: в определенный момент понимаешь, что все основное в жизни, по сути, сделал. Обеспечил себя и родных, решил жилищный вопрос, обустроил студию, где волен работать, когда душе угодно, купил именно те музыкальные инструменты, какие хотел...

Словом, что еще нужно — после того, как построил дом и родил сына? Дальше начинается погоня за дорогими игрушками, а мне это совершенно неинтересно. Определенные планы, конечно, есть, и связаны они не только с музыкой. Думаю начать что-то вещать, открыть свой «говорильный» блог, где буду делиться наболевшим.

культура: А песни будете продолжать писать?
Лоза: Они, разумеется, продолжают сочиняться сами собой. Другое дело, что сейчас песни никому не нужны — люди их слушать перестали. Сужу хотя бы по своим соцсетям. У меня, в общей сложности, примерно сто тысяч подписчиков. Бывает, выложу песню, она наберет сто лайков, а расскажу какой-нибудь анекдот — получится раз в двадцать больше.

культура: В одной из Ваших песен есть такие слова: «Пой, моя гитара, пой, как люблю я голос твой...» Гитара и поныне Ваш лучший друг?
Лоза: Они у меня в каждой комнате. Постоянно беру гитару в руки, потому что со временем, незаметно, она становится неким естественным продолжением тебя самого. А если это еще и хороший инструмент, игра доставляет несказанное удовольствие. Когда только начинал, корпел над гаммами, осваивал аппликатуру, изучал различные пассажи, это была серьезная работа, почти пытка. Зато сегодня с удовольствием готов подписаться под словами Джими Хендрикса: «Нет ничего лучше, чем сидеть на берегу моря, перебирать гитарные струны и слушать, как растет твоя борода».

культура: Одна из лучших Ваших вещей, «Заповедные места» подавляющему большинству соотечественников известна в исполнении ВИА «Ариэль». Подозреваю, вообще мало кто знает, что авторство этой композиции принадлежит именно Вам...
Лоза: Если говорить о «Заповедных местах», то я «Ариэлю» эту песню просто отдал. Познакомились мы с ребятами на фестивале в Тбилиси в 1980-м, я тогда еще работал в «Интеграле» и планов относительно сольной карьеры и крупных гастролей пока не вынашивал. Хотя песни уже писал вовсю. И однажды мы с музыкантами «Ариэля» пересеклись в Москве, я спел им несколько вещей, парням понравилось, в итоге они взяли пять композиций в работу. А песней «Заповедные места» и вовсе назвали отдельную программу.

Что же касается исполнения моих произведений другими артистами как отдельной истории... Тут два момента. Во-первых, оригинальный вариант никоим образом не пересекается с иными прочтениями. Автору никто не мешает петь собственную песню. Скажем, Вячеслав Добрынин исполняет свою «Прощай», хотя большинство слушателей ассоциируют ее со Львом Лещенко. Однако какая именно версия более по душе, каждый решает для себя сам. Во-вторых, я спокойно отношусь к кавер-версиям, но лишь к тем, которые санкционированы мной. Когда же люди пытаются исполнять мои вещи, не поставив в известность, это раздражает. Тем более, что, как правило, я от подобных не согласованных перепевок не в восторге.

культура: Вы обмолвились, что хотели бы сосредоточиться на блогерской деятельности. Наверное, начинание будет успешным, поскольку Лоза хорошо известен как человек, который за словом в карман не лезет. Многим уже досталось от Вас на орехи. Но если резкую отповедь в отношении безликих певичек еще можно понять, то чем Вам не угодили «роллинги» и «цеппелины»?
Лоза: Здесь, видимо, дело в вопиющем несоответствии уровня всеобщего обожания и поклонения исполнительскому уровню самих артистов. Некоторые музыканты с течением времени растут и развиваются — того требуют их здоровые творческие амбиции. Но если мы возьмем The Rolling Stones образца 1963 года и дня сегодняшнего, то увидим одну и ту же группу, которая не продвинулась ни на сантиметр. Техника владения инструментами та же, гитарный звук не претерпел изменений, все так же криво, косо, мимо нот. Но Бог с ними, с «роллингами», в конце концов, это мое личное мнение, которое, кстати, многие разделяют.

Куда больше народ возмутился, когда я наехал на Led Zeppelin. А сказал я примерно следующее: из почти ста написанных ими песен лишь пятая часть высочайшего уровня, остальное — более-менее проходной материал... Ну и чем публика, спрашивается, недовольна? Разве непонятно, что пятая часть — это в данном случае двадцать песен, что для любой группы потрясающий показатель. В бизнесе, где подавляющее большинство исполнителей являются героями одного хита, двадцать удачных вещей — очень много. Так что я высказался, скорее, в уважительном ключе, хотя понимаю и гнев фанатиков. Но к их мнению серьезно не отношусь, поскольку фанатики, не склонные к здравому и осмысленному анализу, готовы восхищаться всем подряд. Я же кривую игру и некачественное исполнение слушать не могу.

культура: Да, к музыке, а также ее месту в обществе каждый относится по-своему. Сейчас, например, развернулась бурная дискуссия о необходимости реформы детского музыкального образования. Чем бы ни закончилось, очевидно, что профессия музыканта теряет былой престиж. Почему так происходит?
Лоза: Налицо неутешительная тенденция: чтобы стать хорошим музыкантом, нужно сидеть и заниматься, чего делать никто не хочет. Отсюда более простой путь, суть которого — не поднять зрителя до своего уровня, а опуститься до него. Отчего так много развелось рэперов, да и вообще субкультура хип-хопа вылезла на передний план? Да потому что эту нишу занимают пришедшие с улицы люди, которые не умеют ни петь, ни играть, ни свистеть. Они что-то там зарифмовывают и заколачивают большие бабки. Видя данный странный феномен, к ситуации подключаются медиаструктуры — вот новая «звезда» и готова.

Говоря же о начальном музыкальном образовании, то пока суд да дело, попробуйте провести эксперимент. Дайте каждому из двадцати учеников в классе рэп-произведение и предложите его повторить. Я нисколько не сомневаюсь, что все двадцать повторят. А затем попросите сыграть на пианино этюд Черни — не сыграет ни один. Почему? Да потому что этюдом необходимо заниматься, а рэпером может стать любой, для этого ничего делать не надо. Поэтому каждый раз, когда телевидение показывает выступление такого «музыканта», оно невольно провоцирует какого-нибудь школьника ответить своему отцу примерно так: «Да не нужна мне эта математика, вон как Вася прыгает — он звезда».

культура: Все реже случается так, чтобы один человек был и композитором, и поэтом, и певцом, и инструменталистом. Однако и то, и другое, и третье... можно отнести к Юрию Лозе. А кем сами себя ощущаете?
Лоза: Однозначного ответа не дам. В жизни приходилось многим заниматься, но с малых лет я руководствовался принципом: старайся делать хорошо, плохо само получится. Если решил освоить гитару, ясное дело — знания четырех аккордов недостаточно. Если пришлось сочинять стихи, то делать это спустя рукава тоже не имеешь права.

Может, это и прозвучит нескромно, но я вполне могу читать лекции по композиторскому ремеслу и звукозаписи. Кстати, в рамках собственного блога в ближайшее время планирую поделиться звукорежиссерским опытом: у меня ведь была одна из первых профессиональных студий в Советском Союзе. То есть, если обобщать вышесказанное: все, чем я занимаюсь, стараюсь доводить до уровня педагогического знания. При этом, поймите правильно, я ни в коем случае не собираюсь назидать, снисходить или что-то навязывать. Просто с высоты прожитых 65 лет считаю, что могу чем-то ценным и полезным поделиться с хорошими людьми. Ну, может быть, неплохо было бы вдобавок написать несколько достойных песен.


Фото на анонсе: Александр Карпушкин/ТАСС