Николетта Паваротти: «Если ты артист, а не политик, не надо соваться в чужой огород»

Денис БОЧАРОВ

17.12.2013

На лейбле Universal выпущен двойной компакт-диск «Pavarotti: The 50 Greatest Tracks». Составители сборника постарались если не максимально подробно, то по возможности всесторонне осветить творчество гениального итальянского тенора. В беседе с корреспондентом «Культуры» вдова певца, Николетта Паваротти, поведала, что известная всему миру широкая добродушная улыбка артиста являлась не только частью его имиджа.     

культура: Каково было ощущать себя супругой великого Паваротти? Или он никогда не демонстрировал своего величия? Можно ли утверждать, что Паваротти на сцене и вне ее — разные люди?
Паваротти: Нет, это один и тот же человек. Он никогда не притворялся, всегда был естественным. Возможно, помимо прочего, свою роль сыграло то обстоятельство, что он родился в пригороде (Паваротти появился на свет на окраине города Модены на севере Италии. — «Культура»). Поэтому снисходительное, сверху вниз отношение к людям, зачастую свойственное выходцам из мегаполиса, ему чуждо по определению. Лучано был преисполнен любви к жизни, постоянно излучал радость и благодушие. Ведь он не просто обладал изумительным голосом — пел сердцем. И это качество естественным образом перекочевывало со сцены в повседневную жизнь. 

Я старалась ценить каждый момент нашего общения, и на протяжении всех лет, что мы прожили вместе, мне было необычайно легко с ним.      

культура: Традиционно считается, что у итальянцев три основные страсти: музыка, футбол и кулинария. Про музыку и футбол применительно к Лучано всем известно: ведь он славился и как заядлый болельщик «Ювентуса» с многолетним стажем. А был ли Паваротти таким же гением на кухне, как на сцене?
Паваротти: Готовить он любил и делал это хорошо. Главную радость ему доставляло — угощать своей стряпней друзей. Известный любитель поесть, Лучано в обществе близких людей получал от процесса особенное удовольствие. А любимое блюдо?.. Пожалуй, паста — как и у большинства итальянцев.

культура: Широко известен проект «Паваротти и друзья», в рамках которого певец выступал с рок-знаменитостями. Свидетельствует ли это о том, что Лучано любил рок- и поп-музыку? Или ему просто было любопытно попробовать себя в более легких жанрах? Что слушал сам маэстро на досуге? 
Паваротти: Участие в этом проекте как раз и являлось для Паваротти своего рода досугом. Мой супруг состоял в приятельских отношениях со многими людьми из мира поп-культуры. И совместное выступление с ними было для Лучано особенным опытом, который, если и не расширял творческие рамки, то уж точно позволял исполнить нечто любопытное, не совсем привычное. 

К тому же ему было важно поделиться эмоциями с молодым поколением. Не с целью пополнения собственной аудитории — просто он очень любил музыку в самых разных ее проявлениях. Она занимала подавляющую часть жизни Паваротти, поэтому времени для отдыха практически не оставалось. Когда Лучано был свободен от выступлений и записей, он редко что-нибудь слушал. Предпочитал обыкновенные человеческие радости — общение с друзьями, чтение, прогулки на свежем воздухе...       

культура: Как Вам кажется, согласился бы маэстро с выбором пятидесяти треков, представленных на выпущенном Universal сборнике?  
Паваротти: Думаю, он был бы доволен. Ведь помимо известных оперных арий и композиций из репертуара знаменитого «Трио теноров», здесь есть дуэты с поп-звездами, такими как Фрэнк Синатра, Эрик Клэптон, Стинг. Словом, коллекция представляет собой показательный взгляд на творческий путь Лучано. Для тех же, кто только начинает погружаться в мир его творчества, диск «Pavarotti: The 50 Greatest Tracks» послужит прекрасным путеводителем. С другой стороны, если мы говорим о Паваротти, любая антология его произведений в той или иной степени условна. Ведь он успел записать огромное количество материала.    

культура: Есть ли на сегодняшней сцене молодой певец, который мог бы перенять пальму первенства у величайшего тенора второй половины ХХ века? В чем вообще непреходящее очарование творчества Лучано Паваротти? 
Паваротти: Мне сложно говорить про молодое поколение вокалистов. И не потому, что мало достойных — их как раз предостаточно. Просто они другие, их трудно сравнивать с Лучано. Ведь диапазон голоса, вокальная техника, класс, харизма — это еще не все. Паваротти, сполна обладая всеми вышеупомянутыми качествами, был еще — повторюсь — настоящим. Он всецело отдавал себя людям, посредством голоса делился с ними собственными переживаниями, мыслями, чувствами. И люди это понимали. Именно здесь, на мой взгляд, и кроется волшебный секрет его творческого обаяния и, не побоюсь сказать, бессмертия.           

культура: Насколько Паваротти был политизированным человеком? Остро реагировал на события, происходящие в мире? Или считал, что активно высказывать гражданскую позицию — не дело артиста? 
Паваротти: Скажем точнее: задача певца — петь. Вот так он действительно искренне полагал. А от политики всегда старался держаться подальше. Не потому, что ему было безразлично. Просто он считал: не стоит вальяжно рассуждать на темы, в которых не очень хорошо разбираешься. То есть, если ты сам не политик, то и нечего соваться в чужой огород. Равно как и политикам не следует лезть с нравоучениями к артистам.      

культура: У Паваротти было много друзей. Перед какими чертами его характера было невозможно устоять? В чем им хотелось стать «хоть немного Паваротти»? 
Паваротти: Думаю, в умении радоваться жизни и способности видеть в людях только хорошее. Не то чтобы Лучано не замечал пороков — он был очень чувствительным. Просто старался сосредотачиваться на позитивных чертах человеческой натуры. Да и необычайной щедрости Паваротти многие могли бы по-хорошему позавидовать.